Наверх

Интервью: о нюансах, связанных со смертью близкого человека

09.06.2016 1857 Наш край

NOB_15822262Смерть близкого человека всегда наступает внезапно. Народная мудрость гласит: горе слишком широко, чтобы его обойти, слишком высоко, чтобы его перепрыгнуть, через горе можно только пройти. Но как это сделать и что делать, когда постигла боль утраты? У родных, близких умершего возникает множество вопросов, с которыми раньше люди не сталкивались.

Обо всех нюансах, связанных с этим трагическим событием, о некоторых правовых аспектах, которые позволят сэкономить время, правильно распределить функции родственников, друзей или коллег, избежать затруднений при оформлении документов о смерти, отвечая на многочисленные вопросы жителей не только барановичского региона, рассказывает начальник отдела загс горисполкома Светлана ВОЛЫНЕЦ.

– Прежде чем озадачиться вопросом, где получить свидетельство о смерти, необходимо получить документ, удостоверяющий факт смерти.

– Где можно получить документ, удостоверяющий смерть гражданина?

– Врачебное свидетельство о смерти (мертворождении) – полное название документа, удостоверяющего смерть человека. Его выдают: больница, поликлиника, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, родильный дом, дом ребенка, хоспис, амбулатория, клиника медицинского учреждения образования, патологоанатомическое бюро, орган Государственного комитета судебных экспертиз, медицинский научно-практический центр, медицинская научно-исследовательская организация. Факт смерти может подтвердить также копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта смерти или объявлении гражданина умершим.

Нередки случаи, когда врачи скорой медицинской помощи констатируют факт смерти и выдают эпикриз, и родственники умершего, полагая, что медицинский документ уже у них на руках, обращаются в загс для регистрации смерти. Разъясняем, что эпикриз не является документом, устанавливающим факт смерти. В таком случае загс вынужден отказать в регистрации смерти, и человеку придётся с эпикризом возвращаться в медицинское учреждение за получением врачебного свидетельства о смерти.

– Где получить свидетельство о смерти и справку о смерти для получения пособия на погребение?

– Этот вопрос всегда волнует родственников умершего. Он становится особенно болезненным, если смерть гражданина наступила не по месту его жительства, а, например, в отдаленных от дома местностях (на даче, на дороге, в поезде). Свидетельство о смерти и одновременно справку о смерти для получения пособия на погребение имеют право выдавать отделы загс, сельские и поселковые исполнительные комитеты при регистрации факта смерти.

Смерть должна быть зарегистрирована. В соответствии со статьёй 219 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье регистрация смерти производится органом загса: или по последнему месту жительства; или по месту наступления смерти; или по месту обнаружения умершего; или по месту захоронения умершего; или по месту нахождения организации, выдавшей врачебное свидетельство о смерти.

Так, например, гражданин обнаружен умершим в дачном посёлке Полонка Барановичского района. Проживал он в Бресте, врачебное свидетельство о смерти выдано Барановичским межрайонным отделом Управления государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Брестской области. Захоронение по желанию родственников будет производиться в городе Ивацевичи. В этой ситуации заявитель имеет право, по его выбору, обратиться за регистрацией смерти или в Полонковский сельисполком Барановичского района (по месту наступления смерти), или в отдел загс Брестского горисполкома (по последнему месту жительства умершего); или в отдел загс Барановичского горисполкома (по месту нахождения организации, выдавшей врачебное свидетельство о смерти); или в отдел загс Ивацевичского райисполкома (по месту захоронения умершего)при наличии дополнительного документа – акта на захоронение или справки из специализированного предприятия ЖКХ Ивацевичей о захоронении на кладбище этого города.

Другой пример: смерть наступила в пути следования поезда или самолета. Тогда местом регистрации смерти может быть орган загса, расположенный вблизи места, где умерший пассажир был снят с поезда или с самолета, или орган загса по месту проживания умершего.

Регистрация смерти по решению суда об установлении факта смерти или об объявлении гражданина умершим производится по месту нахождения суда, вынесшего данное решение.

– Какие документы необходимы для регистрации смерти в органе загса?

– Как правило, в загс представляются следующие документы:

– заявление, которое может быть сделано как в устной, так и в письменной форме;
– врачебное свидетельство о смерти либо копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта смерти или объявлении гражданина умершим;
– паспорт или вид на жительство заявителя;
– паспорт умершего гражданина Республики Беларусь или иностранного гражданина, либо вид на жительство в Республике Беларусь умершего иностранного гражданина или лица без гражданства, либо удостоверение беженца.
Если по каким-либо причинам документа, удостоверяющего личность умершего, найти не удалось, отказа в регистрации смерти в органе загса не будет.

В определённых, редких случаях для регистрации смерти, кроме вышеперечисленных, дополнительно потребуются такие документы:

– акт специализированной организации, осуществляющей погребение умершего,

– в случае регистрации смерти по месту захоронения умершего.

Например: человек проживал и умер в деревне Городище Оршанского района Витебской области, а родственники пожелали его захоронить и зарегистрировать смерть на родине покойного – в городе Барановичи. В таком случае для регистрации смерти в отделе загс Барановичского горисполкома потребуется акт, выданный службой ритуальных услуг Барановичского городского ЖКХ о захоронении гражданина на кладбище Русино;

– военный билет умершего – в случае регистрации смерти военнослужащих (отсутствие у умершего военнообязанного данного документа также не является основанием для отказа в регистрации смерти).

А если умер иностранный гражданин, данные паспорта которого изложены на иностранном языке, то для регистрации его смерти потребуется перевод паспорта на один из государственных языков Республики Беларусь (русский или белорусский) с нотариально засвидетельствованной подписью переводчика. Таков порядок и для документа, удостоверяющего личность заявителя – иностранного гражданина.

– Кто может зарегистрировать смерть?

– С заявлением о регистрации смерти в орган загса могут обратиться родственники умершего, его соседи, друзья, работники жилищно-эксплуатационной организации, администрация учреждения, в котором последовала смерть, коллеги либо другие люди. Таким образом, не обязательно в день скорби брать на себя хлопоты, связанные с оформлением документов о регистрации смерти, близкому родственнику покойного. Решение этих вопросов можно поручить любому доверенному лицу.

– В какой срок должна быть зарегистрирована смерть в органе загса?

– Смерть должна быть зарегистрирована не позднее семи дней с момента наступления смерти или обнаружения умершего. Орган загса регистрирует смерть в день обращения. Для этого в Барановичском загсе потребуется 15–20 минут (в стандартной ситуации).

Если по каким-либо причинам семидневный срок будет пропущен, отказа в регистрации смерти в органе загса не будет.

– Где получить пособие на погребение?

– После того, когда на руках окажутся свидетельство о смерти и справка о смерти для получения пособия на погребение, необходимо обратиться за выплатой пособия. В случае смерти пенсионера, получающего пенсию по линии Министерства труда, занятости и социальной защиты; безработного, состоящего на учете в городском управлении по труду, занятости и социальной защите; неработающего гражданина следует прийти в управление по труду, занятости и социальной защите по ул. Грибоедова, 12.

Если умирает человек, который на день смерти является работающим, – за выплатой пособия надо обратиться по месту работы умершего.

В военкомат за получением пособия на погребение обращаются родные и близкие умершего пенсионера Министерства обороны, в милицию – пенсионера МВД.

– Какие документы представляются для получения пособия на погребение?

– Заявление лица, взявшего на себя организацию погребения умершего (погибшего);
– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя; справка о смерти – в случае, если смерть зарегистрирована в Беларуси; свидетельство о смерти – если смерть зарегистрирована за пределами нашей республики; свидетельство о рождении (при его наличии) – в случае смерти ребенка; справка о том, что умерший на день смерти являлся учащимся или студентом (если ушел из жизни молодой человек в возрасте от 18 до 23 лет).

– В какой срок после смерти человека родственники могут обратиться за получением пособия на погребение?

– Выплата пособия на погребение производится, если за его получением обратились не позднее шести месяцев со дня смерти, а в случае длительного розыска умершего – не позднее шести месяцев со дня захоронения.

– Если потерялось или пришло в негодность свидетельство о смерти, как его восстановить?

– Повторное свидетельство о смерти можно получить в загсе по месту регистрации факта смерти. Срок его выдачи – 7 дней со дня подачи заявления, если в данном загсе имеется на хранении запись акта о смерти. При отсутствии такой записи направляется запрос по почте на получение свидетельства из другого загса, тогда гражданину придётся ждать один месяц.

Если первичное свидетельство о смерти выдаётся бесплатно, то за получение повторного заявителю придётся заплатить госпошлину в размере одной базовой величины – 210 000 рублей.

Если регистрация смерти осуществлялась в сельском или поселковом исполнительном комитете, то за получением повторного свидетельства следует обращаться уже в отдел ЗАГС райисполкома, так как в начале каждого месяца все записи акта гражданского состояния за предыдущий месяц, составленные сельскими и поселковыми исполкомами, передаются в загс соответствующего райисполкома.

Например: регистрация смерти гражданина Н. была осуществлена в мае 2016 года в Вольновском сельском исполкоме Барановичского района. В случае необходимости получения повторного свидетельства о смерти гражданина Н. родственникам нужно со 2 июня 2016 года обращаться только в отдел ЗАГС Барановичского райисполкома по адресу: г. Барановичи, ул. Советская, 79.

Жизненные ситуации

– Бывший сожитель умер, и чтобы оформить пособие по случаю потери кормильца на его ребёнка, требуется свидетельство о смерти. А его родственники не дают документ. Где его можно получить и сможет ли получить повторное свидетельство бывшая сожительница – мать ребёнка?

– В связи с тем что сожительство не порождает между мужчиной и женщиной супружеских прав и обязанностей, в данной ситуации важен ответ матери ребёнка на вопрос: было ли при жизни отца ребёнка установлено отцовство? В случае установления отцовства законный представитель ребенка умершего отца вправе обратиться в загс по месту регистрации смерти за получением повторного свидетельства о смерти. После того как будет оплачена госпошлина в размере одной базовой величины, повторное свидетельство о смерти отца ребёнка будет выдано маме этого ребёнка.

Если же установление отцовства в загсе не производилось, тогда матери ребёнка первоначально придётся обращаться в суд с исковым заявлением об установлении отцовства. После вступления в силу судебного решения – обращаться в загс за регистрацией установления отцовства и только затем – за получением повторного свидетельства о смерти отца ребёнка.

– У моего мужа в квартире была прописана его бабушка, она умерла. Свидетельство о ее смерти находится у тетки мужа, но она отказывается нам его отдать, в связи с этим мы не можем выписать умершую бабушку из квартиры. Где и как можно восстановить свидетельство о смерти?

– Повторные свидетельства о смерти выдаются родственникам и иным членам семьи умершего. В данной ситуации к родственникам относятся: дети, родители, дед, бабка, внуки, родные братья и сестры. Поэтому получить повторное свидетельство внук, ваш муж, может в отделе ЗАГС по месту регистрации смерти бабушки, оплатив госпошлину.

Специалисты загса в этом случае должны проверить факт родственных отношений, подтверждённых документально.

– Как быть, если в свидетельствах о рождении, о браке и о смерти содержатся разночтения в фамилии умершего либо ошибки? Знакомые говорят, что, пока их не исправишь, – никакого наследства никому не видать, даже если и есть завещание от того же умершего.

– В случае, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки, искажения, пропуск сведений или отдельных слов, исправление записи (согласно законодательству) возможно на основании заключения органа загса. Внесение исправлений, изменений, дополнений в записи актов в отношении умерших производится по заявлению заинтересованных лиц, входящих в круг наследников.

К заявлению прилагаются неправильно оформленное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит замене, и документы, подтверждающие факты, являющиеся основанием для внесения исправления, изменения, дополнения. Заявитель предъявляет паспорт либо вид на жительство в Республике Беларусь.

Заявление можно подавать в отдел ЗАГС по месту жительства заявителя или по месту нахождения записи акта гражданского состояния. Загс рассматривает заявление в течение 10 дней, в случаях проведения дополнительной проверки, запроса сведений и документов от других органов загса – три месяца.

Подготовила Светлана ГИЛЬ.



  • Мы в социальных сетях: