Наверх

И экология, и экономия

15.10.2013 352 Наш край

Барановичский Экологический союз совместно с горрайинспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды разработали и реализуют проект по сбору и переработке отходов гальванического производства на предприятиях города. Финансирует работы Глобальный Экологический фонд при ООН по программе малых грантов.

Гальваническое производст­во – одно из наиболее опасных источников загрязнения окружающей среды, главным образом поверхностных и подземных водоёмов, потому что образуется большой объем сточных вод. Именно поэтому проблема утилизации гальваношламмов, как называют эти отходы, стоит особенно остро.

Председатель баранович­ского Экологического союза, депутат городского Совета Анатолий Банкевич инициировал проведение семинара со специалистами-экологами, на котором поделился своим видением решения проблемы. В свою очередь, услышал другие точки зрения специалистов предприятий  города о сборе, хранении и переработке отходов, и не только гальванического производства.

Сегодня в Барановичах восемь предприятий, имеющих гальванические производства. Раньше кто-то гальваношламмы складировал. Кто-то вывозил на полигон в Деревную. Сегодня, сообщила главный специалист экологической инспекции Ирина Суша, на это разрешения нет.  Теперь их можно либо хранить на предприятии  в герметичной упаковке, либо вывозить на объекты, специально предназначенные для захоронения опасных отходов. В республике появились предприятия, которые перерабатывают такие отходы. Благодаря гранту на «Катпромстрой» в Витебской области и Петриковский керамзитовый завод на Гомельщине барановичские предприятия уже вывезли около 30 тонн гальваношламмов. До конца года планируется отправить туда еще 80-90 тонн. Почти 100 миллионов рублей, полученных по гранту, направлены на вывоз отходов.

На предложение Анатолия Банкевича активно откликнулись специалисты-экологи из локомотивного депо. Мало того, что депо избавилось от гальваношламмов (хотя там и небольшие их объемы), теперь деньги гранта предполагается использовать на приобретение прибора, контролирующего качество очистки гальванических стоков.

По другому пути пошли и на 558-м авиаремонтном заводе. Место для хранения таких отходов на территории предприятия есть, площадка соответ­ствует всем требованиям, организованы подъезды к ней. А вот с емкостями для хранения до недавнего времени заводчане намучились. Во-первых, металл для бочек нынче дорогой, они подвергаются коррозии. А уж тяжелые какие, больше ста килограммов. Погрузить – большая проблема. Тамара Сокол, эколог завода, вышла на предприятие «Полоцк­пласт». У него и закупил завод 127-литровые емкости, использовав средства гранта.  Их вес вместе с сухим шламмом всего 40-45 килограммов.

Замечу, что для охраны окружающей среды на предприятиях делается немало. Эколог автоагрегатного завода Наталья Малявко поделилась давним ноу-хау: чтобы смягчить вред от гальваники, в своё время на производстве перешли на новую систему размерного хромирования штоков. А теперь и от неё уходят – это уже технология дня вчерашнего. Отказывается от гальваники и торгмаш. Это радует: значит, город станет чище.

Острой проблема переработки отходов гальванического производства остается  для завода автоматических линий, «Агропромстроймаш» сейчас участвует в реализации проекта, отгружая гальваношламмы. А экологов других предприятий уже волнуют более серьёзные, по их мнению, проблемы переработки других отходов. Если гальванические осадки представляют третий класс опасности, то полихлорированные бифенилы, проще ПХБ  – отходы первого класса. Сегодня в Беларуси эти опасные отходы нигде не собираются и не перерабатываются – для этого нет ни соответствующего оборудования, ни специалистов, ни финансовой возможности.

Попытаться избавиться от них все же можно, с помощью российских специалистов. В Кургане (такую информацию сообщила Тамара Сокол) есть завод по сбору, размещению и переработке опасных отходов. Понятно, что вывезти их стоит больших денег. Тут-то и пригодился бы грант Глобального экологического фонда ООН. Можно было бы попытаться направить эти средства на вывоз химической продукции, которая потеряла свои технические характеристики и подлежит утилизации. Реагентная химия, так её называют специалисты, – это отходы клея, мастик, смол и т.д. На авиазаводе этих отходов уже нет. 4 тонны, что накопились еще с советских времен, вывезены в Тулу на специализированное предприятие. Затраты составили 4 тысячи долларов, однако они стоят того.

– Российские партнеры добросовестные, – убеждена Тамара Сокол, – и готовы сотрудничать с нашими предприятиями. Считаю, надо кооперироваться и заниматься вывозом таких отходов вместе.

Есть проблема на предприятиях и по сдаче ртутных термометров, конденсаторных батарей. Анатолий Банкевич как координатор проекта предложил на расширенный семинар с участием экологов предприятий пригласить представителей Минприроды, попытаться найти решение проблемы. Возможно, разработать еще один проект, хотя бы для нашего региона. Идею главы общественной организации присутствующие специалисты по охране окружающей среды приняли «на ура». 



  • Мы в социальных сетях: