Эта история, печальная для всех ее участников, произошла не так давно в одной из общеобразовательных средних школ нашего города. Из этических соображений не будем называть ни ее номера, ни фамилий персонажей – в подобной ситуации, пожалуй, может оказаться любое учебное заведение, невзирая на присвоенный ему громкий статус.
Паша и Витя хотя и ровесники (полгода разница в возрасте), учатся в разных классах. В тот день пятиклассник Павел был дежурным по школьной раздевалке. Когда закончился урок физкультуры, в раздевалку вошли шестиклассники. Покривляться, поозорничать, порисоваться друг перед другом – естественная черта многих мальчишек. Некоторые из них стали сорить, на что Паша сделал замечание, дескать, прекращайте, мне ведь надо сдать учителю раздевалку в чистоте и порядке.
– А я снимаю у тебя это помещение, – нашелся шестиклассник Виктор. – И заплачу тебе за это пять тысяч рублей. А поскольку денег нет – вместо них рассчитаюсь с тобой пятью ударами.
И ударил своего ровесника ногой по туловищу. Следующий удар пришелся по руке Паши, которой мальчишка пытался прикрыться. Потом снова последовал удар, после которого Павел ощутил в руке резкую боль и заплакал.
– За мной еще остается два удара, – с бравадой заявил малолетний «каратист», рисуясь перед одноклассниками. С тем и отстал.
А Пашка–пятиклашка продолжал плакать. Со слезами на глазах от боли и обиды его и застал вскоре учитель физкультуры, заглянувший в раздевалку.
Мальчишку доставили в травматологический пункт городской больницы, где врачи и констатировали печальный диагноз – закрытый перелом левой локтевой кости.
Тут же, как и следует в подобных случаях, сообщение о травме ребенка поступило в милицию. Родителей обоих учеников вызвали в школу. Приехал участковый инспектор. Заволновались учителя. Еще бы не волноваться – в стенах школы произошло форменное хулиганство…
Оставим за кадром детали проверки правоохранительными органами этого неприятного случая. Закончилось разбирательство тем, что в отношении матери ученика, причинившего пятикласснику телесное повреждение, был составлен административный протокол, который направили в комиссию по делам несовершеннолетних.
Комиссия на первый раз ограничилась предупреждением. Сыграет ли оно свою воспитательную роль? Хотелось бы надеяться. По крайней мере, в его своевременности сомневаться не приходится. Как свидетельствует ученическая характеристика Виктора, на занятия он приходил часто неподготовленным, тетрадки мятые, особым старанием в учебе и аккуратностью не отличается. Налицо все признаки того, что паренек явно ускользает из родительского поля зрения.
Если ребенок растет и воспитывается в атмосфере дефицита родительского внимания, с малых лет игнорирует элементарные нормы взаимоотношений, приучая себя к мысли о своей исключительной гениальности и праве на вседозволенность, очень ничтожны шансы на то, что он рано или поздно не вступит в конфликт с законом.