Наверх

Гость «Нашего края» – житель Швеции Томас Стром поделился впечатлениями о Беларуси

17.09.2015 330 Наш край
0
Фото Бориса НОВОГРАНА

Говорят, большое видится на расстоянии. Задумывались ли вы, что думают о нашей стране иностранцы? Ведь мы, привыкая к образу жизни, воспринимаем многие особенности как воздух, которым ежедневно дышим, то есть, попросту говоря, не замечаем их. Какая она, Беларусь сегодня, как отличается она от Беларуси 20–25­-летней давности? Мы расспросили об этом гостя «Нашего края» – жителя Швеции Томаса Строма.

IMG_7978Проходя мимо стенда с государственной символикой, гость редакции остановился и воскликнул: «Моя любимая Беларусь!» Хоть и говорят, «любят не за что-­то, любят просто так», и всё же, чем так иностранцу полюбилась наша страна?

Томас Стром уже бывал в Барановичах около трех десятков раз. Впервые приехал в Беларусь в 1991 году, так что он – свидетель всех перемен в жизни белорусов с момента обретения нашей страной независимости.
Томас привык приходить на помощь людям как глава страховой компании, но чаще – не по долгу службы, а по велению сердца.

Уже в январе 92­-го Томас возвратился в Барановичи с гуманитарной помощью, которая в те сложные годы была для нашего города совсем не лишней. Он побывал в гостях у нуждающихся в поддержке семьях, в том числе тех, которые переехали жить сюда из Чернобыльской зоны.

– Не могу представить сегодня свою жизнь без Беларуси, без Барановичей, – говорит Томас Стром и сравнивает свои поездки с кислородом. – Каждая поездка только укрепляет желание приехать еще раз.

1 января 2000 года – день, который перевернул жизнь Томаса Строма. Это был шок, но не просто шок миллениума. В этот день родился его второй внук.

– Первое сообщение из роддома: родился мальчик, ребенок абсолютно здоров. Спустя два часа позвонили снова, ответила жена, и я по выражению лица, по интонации понял: случилось что-­то серьезное. Наш внук родился с синдромом Дауна. Это было тяжелым испытанием для нашей семьи.

Сегодня у Томаса и его супруги Евы есть фонд, который помогает больным детям нескольких стран, назван он в честь внука Эдвина. Его фонд, замечает шведский гость, как и он сам, вне политики: «Наша политика – быть вне политики».

– За несколько месяцев до рождения внука у меня была запланирована очередная поездка в Барановичи, но после такого события я стал сомневаться: ехать или не ехать? Пока один из моих друзей не взял меня за руку и не сказал, глядя в глаза: «Поезжай, поезжай в Беларусь. Может, ты вдохновишь семью, которая столкнулась с тем же».

Теперь в нашем крае житель Швеции знаком с несколькими такими семьями. В марте он собрал их, не видевших друг друга, вместе.

– …И мы чувствовали себя одной семьей.

Поездка, которую Томас совершил в Беларусь в этот раз, необычная. До этого он путешествовал на автомобиле. А в 69 лет решил прикатить сюда на велосипеде.

– Велосипед – мое хобби. Возможно, 70 лет – отметка психологическая, но я решил: «Это мой последний шанс осуществить мечту – пересечь белорусско-­литовскую границу на велосипеде. Рискну». И я стал готовиться.

В Литву швед приплыл на пароме. До этого был этап велопробега по Швеции – порядка 135 километров. Литва встретила грозой, ливнем. Но ни проливные дожди, ни жара, ни сломавшийся по пути велосипед не остановили Томаса. На заставке в его мобильном телефоне есть слова «Never give up!», что в переводе означает: «Никогда не сдавайся!»

– Когда мне было трудно, я вспоминал своего белорусского друга Гену Шимчика из Леснянского дома­-интерната. Ему не было двух лет, как его оставила мама, и с тех пор его жизнь пошла в интернатах. Гена был рожден инвалидом. «Даже если будут на пути препятствия, думай о том, сколько он преодолел, сколько пережил. Твои препятствия ничто по сравнению с этим», – настраивал себя велосипедист.

Свой велопробег Томас посвящает всем жителям Беларуси, но прежде всего – белорусскому другу Геннадию.

– Даже сложно объяснить, какие чувства я испытал, достигнув цели. Белорусские пограничники, таможенники были настолько дружелюбны, добры, приветливы, что я сразу понял: меня здесь ждут. Ждал, что у меня спросят какие-нибудь дополнительные документы, а мне говорят: «Гоу, гоу! Давай, кати дальше!» С чудесным настроением я въехал в страну, где в Барановичах меня встретили друзья.

Когда в Швеции Томас слышит от СМИ о нашей стране негатив, это его сильно огорчает.

– Ведь я сам знаю эту страну, вижу, что происходит в ней, своими глазами! Я вижу так много хороших изменений, стремление руководства сделать Беларусь лучше.

Томас прочитал книгу на английском языке о Беларуси, и она оставила самые благоприятные впечатления о белорусском лидере Александре Лукашенко.

В этой книге видно стремление руководства улучшить жизнь в стране, это тронуло мое сердце. Я понимаю все трудности на пути становления Беларуси, самая большая из которых – Чернобыльская катастрофа; сколько бюджетных денег пришлось потратить, чтобы преодолеть ее последствия!

Гостю очень понравилась в книге идея, которую он с удовольствием процитировал, возможно, не дословно: «Мы не сможем построить сильную Беларусь, если не будем единой семьей». Тогда как в западной части Европы, замечает он с сожалением, «разбивают семьи».

Беларусь, по мнению Томаса Строма, из всех постсоветских стран выглядит особенной.

– И в Украине был, и в Молдове, и в Болгарии, в Латвии. Вижу огромную разницу в том, что происходит в этих странах и в Беларуси. Может, я не профи в политике и финансах, но экономика в других странах – суперчастная.

Тогда как, считает швед, в стране должен быть разумный баланс частного бизнеса с сильной социально ориентированной экономикой государства, как это принято в Швеции.

Когда гость из Швеции вспоминает о Беларуси, перед его глазами встают барановичские улицы, на которых постоянно что­-то строится, улучшается, и наша столица, о которой Томас отзывается исключительно восторженно.

– Я сужу о Беларуси не по статистике, а по тому, что вижу сам, что говорят простые люди. У меня есть друзья в Молдове. Они привозили своих детей в Беларусь, в оздоровительные лагеря. И потом говорили: «У них же совсем другое отношение к инвалидам!» Уже этого достаточно.

– Хотите узнать о качестве дорог – спросите велосипедиста, – продолжает Томас Стром. – Да, и у вас можно встретить плохие дороги, как и у нас в Швеции. Но если сравнивать дороги Беларуси с дорогами Украины и Молдовы – это огромная разница. Глядя на ваши достижения, я понимаю, что они не могли произойти из ничего. Это тяжелая и серьезная работа.

Томас Стром, признается, много думает о Беларуси. И ему очень импонирует один факт.

– Не знаю, прав я или не прав, но мне кажется, что руководство вашей страны стремится сохранить самобытность, национальное самосознание, заботится о лучших традициях. В западные страны прибывает много беженцев. Там часто говорится о мульти-культурном обществе. Сотни лет Швеция – христианская страна. Сейчас в нашей стране появляется много других религий. И многие начинают говорить: «Я не ощущаю себя шведом». Не хочу жаловаться. Я горжусь своей страной, тем, что она помогает беженцам. Но мы не должны разрушить шведскую самобытность, душу.

Что думает иностранец о перспективах нашей молодой респуб­лики?

– В моих мечтах вижу, что Беларусь будет привлекательна для многих других стран, не большими деньгами, а в силу моральных качеств народа. Может, ошибаюсь, но надеюсь, что я прав. В этот раз я приехал в пору сбора урожая. Очень приятно было наблюдать, как на поле два­-три поколения вместе собирают картофель.

Духовность – это хорошо. А всё же, как насчет хлеба насущного?

– Главное, что вы выбрали верное направление. Если вы продолжите идти тем же путем, то у вас будет будущее. Вы увидите многие замечательные перемены.

Виталий ГЕРЦЕВ.

«Нк» благодарит за услуги переводчика Анатолия Головко.



  • Мы в социальных сетях: