Полтора года назад горожанам был широко представлен градостроительный проект развития будущего жилого района Барановичей «Северный» (первый этап) в районе деревни Анисимовичи.
Сейчас на общественное обсуждение вынесен детальный план второго этапа района «Северный». Кто-то скажет: это же такие далекие перспективы… Но и барановичские Боровки еще недавно были только в мечтах.
Мы попросили начальника управления архитектуры и градостроительства горисполкома Леонида СУШКО поделиться с горожанами самой интересной информацией
о дальнейшем развитии города в северном направлении.
– Но прежде, Леонид Анатольевич, давайте обратимся к итогам общественного обсуждения первого этапа. Что произошло за эти полтора года?
– Градостроительный проект первого этапа уже прошёл экспертизу, он утвержден. Началась разработка архитектурного проекта многоквартирной застройки у бывшей деревни Анисимовичи.
– А деревня что, прекратит своё существование, её снесут?
– Никто сносить Анисимовичи не будет. Деревня окажется внутри многоэтажной застройки и органично впишется в новый микрорайон, рядом вырастет парковая зона.
– Если первый этап предусматривает развитие города в районе деревни Анисимовичи, то второй…
– …От деревни Антоново до Гая с полным освоением территории площадью 465 гектаров до 2030 года. Застройка здесь будет и многоквартирной, и индивидуальной. В настоящее время на планируемой территории проживает 210 человек. Численность населения Барановичей к 2030 году, по расчетам, составит 175 тысяч человек. В новом жилом районе будет проживать почти 12 тысяч человек.
– Почему будущее города видится в северном направлении?
– Во-первых, город развивается по генеральному плану. А генеральным планом предусматривается освоение городских территорий в северном направлении как одном из основных векторов развития.
– Тогда в чем вы видите основные достоинства проектируемого района?
– Прежде всего его выгодное географическое положение. Это экологически чистый район с точки зрения направления ветров. Здесь хорошие инженерно-геологические условия, что является благоприятным для строительства. На свободных территориях можно разместить объекты придорожного сервиса, производ-ственной, жилой многоквартирной застройки, жилой усадебной застройки, ландшафт-
но-рекреационной.
– А недостатки?
– Скорее я бы выделил проблемные моменты: несформированность транспортной и инженерной инфраструктуры; неразвитость сферы обслуживания; иссеченность территории коридорами линий электропередач, наличие вредного воздействия электроподстанции Барановичи-220.
– 465 гектаров – это впечатляет. Здесь разместится только многоквартирная жилая застройка или будут дома и усадебного типа?
– Из общей площади проектируемого района существующая застройка деревни Антоново составляет 12,3 га, или 2,7%. На нынешнюю производственную территорию, занятую промышленными объектами, приходится 8 га,или 1,7%. В данном жилом районе предусмотрена в основном многоквартирная среднеэтажная застройка до пяти этажей, многоэтажная – до девяти этажей, повышенной этажности (10 этажей и более) и частично усадебная городского типа. Полная реализация проект-
ных решений предусматривает занять под жильё 122,6 га, общественные центры и объекты социально-гарантированного обслуживания – 50 га, зеленые насаждения общего пользования и спецназначения – 93 га, производственные территории – 45 га, улицы и дороги в красных линиях – 97,5 га.
В многоквартирных домах норма полезной площади на первом этапе составит 24,8 кв. метра на человека. В усадебной застройке средний размер дома составит 150 м2 общей площади с количеством проживающих в нем 3-4 человек. На первом этапе предполагается ввести 299 домов усадебного типа.
При благоприятных условиях до 2030 года в новом районе будет построено предположительно 291,68 тысячи кв. метров многоквартирного жилья, в т. ч. двух–пятиэтажной застройки (12%), шести–девятиэтажной (35,2%), десятиэтажной и выше (52,8%), всего 4 429 квартир.
В целом жилищный фонд второго этапа «Северного» будет насчитывать почти 4,5 тысячи квартир и 337 усадебных домов.
– Как будет развиваться инфраструктура? Хотелось бы, чтобы возведение жилья шло наравне со строительством детских садов, школ, магазинов, чтобы люди не чувствовали себя ущемленными в отсутствии элементарных удобств.
– Обеспеченность объектами образования на территории проектируемого жилого района увязана с обеспеченностью ими существующего микрорайона «Северный», а также с учетом наполняемости этих объектов в целом по городу. Тем не менее в проекте предусмотрено строительство одной общеобразовательной школы на
1 020 мест и трех детских садов на 660 мест. А ещё – филиалов центральной и детской поликлиник на 270 посещений в смену, стоматологической.
Без магазинов, конечно же, никуда. Предполагается создание сети предприятий торговли и общественного питания. Будет продолжено формирование системы так называемых «удобных» магазинов, расположенных в радиусе шаговой доступности, сети магазинов фирменной торговли.
А вот среди предприятий общественного питания преимущество будет отдано открытию объектов белорусской национальной кухни, специализированных, в том числе для детей, семейного отдыха. Предусмотрено размещение предприятий общепита на 840 мест, предприятий бытового обслуживания на 44 рабочих места; 7 отделений сбербанка, 2 отделений почтовой связи и 4 отделений связи для мобильных операторов, мини-рынка на 50 торговых мест и других объектов.
Кроме объектов социального обслуживания на проектируемой территории предполагается возвести детский парк, спортивно-развлекательные комплексы, объекты общественно-делового и торгового назначения, храм, духовно-просветительский комплекс, многофункциональный торговый рынок…
– Импонирует, что проект предусмотрел появление в новом районе храма.
– Есть ещё одна изюминка: технопарк с административной и производственной, экспозиционно-выставочной и торгово-общественной зонами. И он занимает наиболее значимое место в формировании производственной сферы жилого района «Северный». Что такое технопарк вообще? Это специально организованная для размещения новых производств территория – промышленная площадка. Она состоит из трех зон – производственно-офисной, экспозиционной и торговой. Вся площадь – 58 гектаров.
Самая большая производственно-офисная зона занимает западную окраинную часть района Колпеницкого. Она имеет выгодное географическое местоположение, находясь на хороших транспортных связях.
Освоение данной территории предполагает дальнейшее развитие производственного потенциала города, в частности, преимущественное использование территории под строительство новых предприятий. Стратегически проектируемая территория должна стать важным узлом и элементом производственного сектора Беларуси.
– А как же экология? Не будут ли страдать от близости производств жители района?
– Вы правы, современные социальные и экономические условия, географическое местоположение, высокая ценность и ограниченность земельных ресурсов предполагают особые параметры использования данной территории. Для новых предприятий технопарка Генеральным планом города Барановичи, который разрабатывается в настоящее время (последний, 2004 года, нуждается в корректировке с учетом изменений) будут приняты несколько регламентов – экологический, распределения потенциальных источников загрязнения, интенсивности использования территории.
Основу природного каркаса района «Северный» (2 этап) формируют проектируемые ландшафтно-рекреационные территории (детский парк, ряд скверов, сквер с водным благоустройством, лугопарки).
Запроектированы и парки. В перспективе будет сформирована целая система зеленых зон, охватывающих северную часть Барановичей.
Обязательным элементом градостроительства являются велодорожки и велополосы.
– А автобусы?
– Обязательно будут. Протяженность сети городских автобусов на территории района к 2030 году составит 16,5 километра. Конечный остановочный пункт маршрутных автобусов предусматривается разместить в северо-западной части проектируемого района на пересечении улиц Проектируемой №7 и Проектируемой №8 в районе Антоново. Разворотное кольцо маршрутных автобусов – в восточной части по улице Пролетарской.
Для создания комфортных условий предусмотрено устройство подземного пешеходного перехода на пересечении с улицей Минской. Ещё один пешеходный переход в двух уровнях пройдет через магистральную железнодорожную линию направлением на Лиду.
Проект предусмотрел и устройство парковок для легковых автомобилей на 4,5 тысячи мест, и строительство общественных туалетов, и установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на специальных площадках.
– Конечно, перспективы заманчивые. Вы считаете, они реальны?
– Реализация проектных решений будет происходить в два этапа, а сроки зависеть в основном от экономических возможностей города, необходимости скорейшего решения особо важных проблем и заинтересованности инвесторов в тех или иных проектах.