Наверх

Горький хлеб

15.06.2013 244 Наш край

В этом году Беларусь и страны бывшего СССР встретили 68-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Если бы не мужество, самоотверженность, сила, непобедимый дух наших солдат, то неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба нашей страны. Что пережил в то страшное время народ, как голодали женщины, дети, старики, как каждый приближал этот День Победы, знают только очевидцы тех далеких событий. Представьте, как такие воспоминания переворачивают душу, как заставляют пережить еще раз те страшные годы. 

– Война застала меня, 12-летнюю девчушку, в деревне Изобелино Могилевской области, где я и родилась, – рассказывает Янина Игнатьевна Порталимова. – Моя семья находилась на оккупированной территории, и в 1944 году нас вывезли в концлагерь Озаричи в Гомельскую область. 

Немцы дали на сборы пять минут. Света не было, поэтому мама с бабушкой собрали нас с сестрой кое-как. Когда подошли к машине, увидели, что там сидят все наши соседи. Тогда забрали всю деревню.

Лагерь располагался на переднем крае обороны, на открытой болотистой местности. Но тогда был март, земля замерзшая. Территория огорожена колючей проволокой, немцы охраняли лагерь с автоматами. Вокруг всё заминировали. Ни есть, ни пить нам не давали. Только один раз привозили хлеб. Бросали его, как животным. Затаптывали детей и тех, кто оказался слабее. Так что хлеб тот был очень горьким.

 А еще было страшно: голод, холод, стрельба. Вокруг очень много умерших. И рожали на снегу, и умирали там же. Дети, которых недосмотрели, погибали. Кушать было нечего, и бабушка, которая взяла с собой сушеные яблоки, давала их и приговаривала: «Ешьте понемногу, чтобы надолго хватило».

Был в моей жизни очень страшный эпизод, который помню и сегодня. Я видела, как умерла женщина, а девочка годиков трех пыталась ее поднять и все время просила: «Хочу есть! Хочу есть!» Ребенок не понимал, что мама умерла. Потом подошел кто-то из знакомых и забрал эту девочку, а женщину отнесли в находившуюся рядом канаву.

Однажды утром пришли наши солдаты в маскировочных халатах. Они предупредили: «Оставайтесь на месте, потому что вокруг все заминировано». Кто попытался выйти сразу, погиб. Кого-то разместили в госпитале, кого-то по домам распределили, в основном в Калинковичах, а меня перевезли в Гомельскую область. Когда освободили нашу местность, мы пошли домой. Там было все разорено. Потихоньку начали обживаться, я по­шла в школу, сестра окончила педагогические курсы.

Известие о победе я получила, когда училась в школе в районном центре в 7 классе. Все обнимались, целовались, кричали «Ура!», «Да здравст­вует Советская власть!»

Потом я поступила в Пинский мясомолочный техникум. Переехала в Барановичи, вышла замуж, имею двух дочерей, одна работает в 21-й школе, другая преподает во второй музыкальной школе. Муж в 2006 году умер. Теперь я на пенсии и живу одна.

Конечно, война помешала многому. Я хотела получить высшее образование, но не удалось. Родителям тяжело было учить троих детей. В дет­стве я хотела стать учителем. Старшая сестра работала в школе, мамин брат был заслуженным учителем БССР. Но как получилось, так получилось, тут уже ничего не сделаешь.

Война не дала осуществиться не только моим мечтам – планам миллионов людей. Не дай Бог, чтобы такое еще раз повторилось!



  • Мы в социальных сетях: