Разговорился я как-то в поезде с одним пожилым человеком. Он вспоминал свое детство, и лицо его было одухотворенным и светлым, хотя и говорил он о вещах вроде бы далеко не радостных.
Отец у него в ту далекую пору Беломорканал строил, а мать пятерых сыновей на себе тащила. Босоногие и голодные, мальчишки были предоставлены самим себе, мать работала на нескольких работах.
– Приходила мама поздно, усталая, но такая мягкая, нежная, целовала в головы своих грязных сыновей и, зарываясь в наши вихры, счастливо повторяла: «Головушки у моих деток пахнут солнышком».
И мне подумалось: наверное, у этой матери, которую спустя десятилетия с таким теплом вспоминает её уже старый сын, были и другие секреты воспитания. Но этот, пожалуй, самый главный.
У психологов есть такое понятие – «тактильный голод». Бывает он у детей, которых хорошо кормят, но мало ласкают. Считаю, что это и есть основная наша беда, от которой страдают не только малыши в детских домах, но и дети холодных, равнодушных родителей. Некому таких ребят обнять, прижать к сердцу, поцеловать. В наше стремительно-коммерческое время мы становимся все закаленнее, выдержаннее и, конечно же, черствее и равнодушнее. А ведь именно память о ласке материнской остается на всю жизнь.
В стремлении воспитывать детей не стоит делать общение с ребенком подобным диалогу «учитель – ученик». Ведь учитель апеллирует к мысли ребенка, а родители – к душе. Не стоит спрашивать у ребенка: что ты понял из прочитанного? Если мама вместе с малышом проронит слезу над «Белым пуделем» – слов не понадобится. Воспоминания об этом горько-сладком миге останутся в душе сына или дочери на всю жизнь.