Продолжаем экскурсию по Западному району города.
Большой район индивидуальной застройки между улицами Славной и Вильчковского сегодня горожане называют просто – район аэропорта. И всем всё понятно. Но когда журналисты «Нк» все же попытались выяснить у жителей, откуда их район носит такое название, верного ответа не услышали.
Впрочем, он оказался непростым и для нас. Потому что документальные сведения о том, что в этом районе Барановичей в советское время размещался гражданский аэродром, практически отсутствуют. Почему? Потому что аэродром – это стратегический объект, и даже упоминание о нем в тот период расценивалось как разглашение государственной тайны.
Но, к счастью, есть немало живых свидетелей того времени, они бывали в аэропорту, летали на самолетах. Само здание аэропорта, которое сейчас принадлежит центру стандартизации, метрологии и сертификации, было построено в 1963 году. Летное поле посреди зеленой равнины к тому времени уже было. С открытием пассажирского аэропорта к 1970 году Барановичи вошли в число 67 городов Советского Союза, куда и откуда белорусские авиаторы выполняли полеты местного значения.
Из Барановичей можно было улететь в Минск, Брест, Пинск и оттуда же возвратиться назад. Полет до Минска, например, вспоминает бывший начальник ПКО3 «Брестпроекта» Криштоф Козловский, занимал 45 минут. На линии работали знаменитые «аннушки» – советские самолеты Ан-2. В народе их еще называли «кукурузниками» за то, что эти легкокрылые машины были активно задействованы и в сельском хозяйстве: обрабатывали кукурузные поля.
В самом здании аэропорта размещались кассы, диспетчерская, зал ожидания. Вот только добираться сюда за билетом было проблематично. Поэтому настоящим благом для многих горожан стало открытие в 1980-х годах прямо в центре города в доме № 5 по улице Комсомольской авиакасс.
Но тут на рынке транспортных услуг появился новый игрок – в декабре 1982 года со станции Барановичи-Полесские в Минск отправился первый электропоезд, через год электричка связала наш город с областным центром. Стоимость железнодорожного билета была в разы меньше. Потихоньку местные авиаперелеты стали приносить убытки перевозчику и вовсе сошли на нет. Пассажирский аэропорт в Барановичах к началу 90х закрыли.
Затем его передали аэроклубу ДОСААФ – удобнее места для парашютистов не было. Последними здесь тренировались дельтапланеристы до тех пор, пока не произошел трагический случай со смертельным исходом.
Но окончательное решение о закрытии в Барановичах аэропорта было принято не сразу. По словам Криштофа Козловского, еще продолжались разговоры о том, чтобы перенести его, даже участок под строительство наметили в районе деревни Вольно. Но изменилась и политическая, и экономическая ситуация.
В здании аэропорта впоследствии разместился филиал брестского завода «Эталон», который занимался ремонтом мелких средств измерения. Автобусная остановка городских маршрутов №№ 5, 27 до сих пор так и называется «Завод Эталон», хотя уже давно никакого завода в здании нет.
С июня 2013 года это – имущество центра стандартизации, метрологии и сертификации. Барановичский центр сделал здесь хороший ремонт, привел в порядок прилегающую территорию. Директор Николай Лобко сообщил, что они планируют построить еще несколько хозяйственных помещений, гаражи, даже спортивную площадку соорудить.
И теперь уже диссонансом кажется соседство симпатичного здания центра стандартизации и невыразительного домика метеостанции, первые метеорологические наблюдения на которой были произведены 1 февраля 1940 года. Затем их прервала Великая Отечественная война. Возобновилась работа на станции 25 июня 1944 года. Здесь и сегодня работники станции по-старинке топят печку и мечтают о благоустроенном помещении.
На месте поля – дома
На большом пустыре площадью 40 гектаров, где был аэродром и паслись коровы, в 1991 году город стал выделять первые земельные участки под индивидуальную застройку. Вся территория была разделена на наделы по 910 соток.
Другой участок, еще более значительный (он занимает полсотни гектаров) – от улиц Новомышской до Бадака и Колхозной – в свое время специалисты «Брестсельстройпроекта» запроектировали под многоквартирную застройку.
Кроме многоэтажных домов, которые начинали строить по Бадака и Колхозной, в этом районе должны были появиться детский сад, бассейн, комбинат бытового обслуживания, магазин, кафе, сберкасса, почта, парикмахерская, в общем, вся инфраструктура. Но позже планы поменяли и перепроектировали территорию под строительство домов усадебного типа. Поскольку здесь были районные земли, то и участки выделял Новомышский сельсовет.
Застройка во всем районе шла туго – много участков вообще пустовало. Ситуация кардинально изменилась в 2000х, когда вступил в силу Указ Президента о трехлетних сроках строительства, а государство стало выделять нуждающимся льготные кредиты на жильё. Теперь вся территория аэропорта застроена.
Пришли сюда и городские магистральные централизованные сети водоснабжения и водоотведения. Со стороны улицы Вильчковского хорошо виден симпатичный домик с фонарями освещения, владелец которого планирует открыть здесь кафе. Предприниматель уверен, что у него есть перспектива.
А напротив, по другую сторону улицы Вильчковского, активно ведется застройка еще одного района домов усадебного типа. Данный проект предусмотрен генпланом развития города, принятым в 2007 году. В 2013-м на этом месте были выделены первые земельные участки для нуждающихся и желающих получить наделы для собственного жилья с аукциона.
Почти все 155 сформированных участков по другую сторону улицы Вильчковского уже розданы. Мы стали свидетелями, как энергетики прокладывают сюда магистральные сети электроснабжения.
Остальные коммуникации, и прежде всего водоснабжение, грунтовые дороги, появятся в районе при наличии финансовых средств. Такую информацию сообщил «Нк» главный инженер городского УКСа Александр Карпеня.
Светлана ГИЛЬ, фото Бориса НОВОГРАНА