Даже небольшой автомобиль, брошенный владельцем на проезжей части дороги, создает большие неудобства: и обзор для пешеходов ухудшается, и сама проезжая часть становится уже. Если же на улице стоит грузовик, а тем более фура, то и проблемы увеличиваются многократно. Однако водители большегрузов не задумываются об этом, упорно оставляя свои автомобили там, где им удобно.
Где хочу, там и ставлю
Если совершить небольшую экскурсию по Барановичам, можно легко убедиться, что и небольшие грузовички, и огромные фуры стали привычной частью городского ландшафта. Особенно остро проблема стоит в частном секторе. К примеру, в районе частной застройки, называемом в народе «Аэропорт», чуть ли не на каждой улице можно обнаружить примостившийся у дома грузовик. Кто-то приехал на служебном автомобиле на обед и оставил его у ворот на час, а кто-то оставляет машины вблизи родного дома на дни и даже недели.
– Я только вчера вернулся из поездки, завтра снова уезжаю, ничего не случится, если пару дней машина постоит у моего дома, – говорит Владимир, водитель грузовика средней величины. – По нашей улице машин немного ездит, я тут никому не мешаю. Да и неудобно искать стоянку, потом пешком добираться от нее к дому.
Облюбовали владельцы большегрузов и более оживленные улицы. Нередко фуры «украшают» улицы Наконечникова, Кирова, 50 лет ВЛКСМ и даже проспект Советский. Как правило, появляются они ближе к ночи, а утром исчезают.
Что говорит закон
Грузовые автомобили с технически допустимой массой более трех с половиной тонн ставить в жилых и пешеходных зонах, а также на прилегающих территориях запрещено давно. С нового года в силу вступили изменения в Правила дорожного движения, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь № 438, согласно которым оставлять во дворе или на улице теперь запрещено любые грузовые автомобили. За нарушение этого запрета законом предусмотрен штраф. Если нарушение выявлено в первый раз, его сумма составит пять базовых величин – 900 000 рублей. В случае повторного нарушения наказание составит уже десять базовых – 1 800 000 рублей.
– Сотрудники Госавтоинспекции городского отдела внутренних дел постоянно контролируют движение и парковку грузовых автомобилей на территории города, – говорит начальник ОГАИ Геннадий Гетман. – При выявлении нарушения сотрудники ГАИ имеют право произвести принудительную эвакуацию транспортного средства либо блокировку колес. Как правило, применяется последняя мера. Используется и фотофиксация нарушения для последующего установления водителя и привлечения его к административной ответственности.
Кто кого?
На вооружении у барановичских инспекторов дорожной патрульной службы сейчас имеется три блокиратора колес для большегрузов, а скоро их число пополнится: заказ на изготовление средств блокировки колес ГАИ разместила на автоагрегатном заводе.
Старший госавтоинспектор ОГАИ ГОВД Андрей Волковыцкий рассказал «Нашему краю» о процедуре «отлова» нарушителей. Инспекторы ДПС при обнаружении большегруза, стоящего в неположенном месте, блокируют его левое переднее колесо. После этого о происходящем сообщают в дежурную часть ГОВД, водителю оставляют записку.
Когда вернувшийся к машине водитель обнаруживает колесо в «капкане», ему ничего не остается, как самому звонить в милицию и терпеливо дожидаться тех, кто снимет блокиратор и выпишет квитанцию о штрафе.
Удивительно, но факт: в городе были случаи, когда звонка от нарушителя в милиции так и не дождались. Особо «продвинутые» водители умудряются просто снять заблокированное колесо, заменить его другим и уехать восвояси. Однако и это не спасает от наказания: фото автомобиля, попавшегося на стоянке в неположенном месте, в милиции все равно имеется, так что личность даже самого хитрого водителя установить удается.
За первое полугодие к ответственности привлечено уже 152 водителя грузовиков. За первые дни июля этот список пополнился еще дюжиной нарушителей.
Стоянки – есть
Когда встает вопрос о большегрузах, стоящих на улицах и во дворах домов, водители по привычке начинают возмущаться, что вся проблема упирается в отсутствие стоянок. Эту же мысль высказал нам и Анатолий Николаевич, водитель одного из припаркованных в неустановленном месте грузовика:
– Знаю, что есть стоянка на территории ГАП-4 и еще где-то в Южном. Я же живу в Северном, мне туда добираться через весь город, а это неудобно, далеко. Была бы стоянка поближе, ставил бы.
Сотрудники же Госавтоинспекции уверены: водители большегрузов лукавят. Стоянки для грузовых автомобилей есть практически во всех районах города.
– На территории Барановичей имеются восемь специализированных стоянок, на которых может быть размещен грузовой автотранспорт, – говорит Геннадий Гетман. – Однако только несколько стоянок в действительности используется для этих целей. Наибольшая нагрузка наблюдается на трех стоянках по улице Вильчковского. Каждая из них имеет по 20 машино-мест, и заняты бывают практически все. А на стоянке, расположенной на проспекте Машерова, где имеется 10 машино-мест для грузовых автомобилей, редко появляется больше 1-2 фур.
Как показал проведенный сотрудниками ГАИ анализ, заполненность стоянок не зависит от места их расположения. К примеру, на улице Тельмана рядом имеются сразу две стоянки для большегрузов: на территориях автопарка и ГАПа-4. Если стоянка грузового автопарка практически всегда заполнена, то стоянка автобусного парка практически не востребована.
– Я считаю, что проблем со стоянками для грузовых автомобилей в нашем городе нет, – уверен Геннадий Гетман. – Все дело в том, что владельцы этих транспортных средств просто не желают тратить время и деньги. Однако думая о собственной выгоде, нужно не забывать и о других людях.
Справка «Нашего края»
По сведениям Барановичского межрайонного экзаменационно-регистрационного отдела ОГАИ, в городе зарегистрировано 6 810 грузовых автомобилей. Большинство из них числится за крупными предприятиями и организациями, обеспеченными стоянками.
Ирина СОСНИНА.
Фото Бориса НОВОГРАНА.