Наверх

Формально – все нормально, на деле – хоть ты плачь

05.02.2014 303 Наш край
Как это ни печально и не парадоксально, но факт остается фактом: жители многих отдаленных деревень в плане услуг общественного транспорта находятся в более завидном положении, чем сельчане, проживающие в непосредственной близости от нашего районного центра. 

 
Скажите, а в какой день к вам можно записаться на прием? – позвонили не так давно жители деревни Павлиново.
 
– На прием? Записаться? – растерялся автор этих строк, удивленный явно завышенной оценкой своей скромной персоны. – А когда хотите – дверь моя для людей всегда нараспашку. 
 
В назначенный день женская «делегация» из Павлиново прибыла, рассказала о своих бедах и попросила написать о них в газете. 
 
Расстояние от Павлиново до Барановичей небольшое – около 17 километров – и не составляет особой трудности для сельчан молодого и среднего возраста добраться в город. Прошагал чуть больше километра до остановочного пункта на автодороге Р2, сел на любой из проходящих автобусов пригородных маршрутов (Барановичи–Добрый Бор; Барановичи–Добромысль) и кати себе без хлопот до конечной. Это, пожалуй, даже полезно для здоровья – размяться пешком вместо утренней зарядки. 
Автобус Барановичи–Добрый Бор курсирует ежедневно, Барановичи–Добромысль – четыре раза в неделю (вторник, пятница, суббота, воскресенье).
 
Кроме того, непосредственно через Павлиново пролегает путь следования пригородных маршрутов Барановичи–Лесная–Гута (два рейса в день, за исключением воскресных дней и школьных каникул) и Барановичи–Светлый–Лесная–Гута (по два рейса в выходные дни).
 
А еще через этот населенный пункт по будним дням выполняет рейсы автобус экспрессного маршрута Барановичи–Лесная. 
 
– Таким образом, автобусов вроде много идет на город и обратно через нашу деревню, но нам от этого множества проку мало, – подвели черту своей жалобе мои «челобитчики». – Автобусы маршрутов Барановичи–Добрый Бор  и Барановичи–Добромысль нас бы вполне устроили, если бы они заезжали за пассажирами в Павлиново. Ведь для пожилых людей, среди которых шесть инвалидов 2-й группы, преодолеть около полутора километраов до остановки и летом-то большая проблема, а как быть зимой, когда колючие морозы и гололед? Единственная пока наша палочка-выручалочка – автобус сообщением Барановичи–Светлый–Лесная Гута. Он устраивает нас по времени прибытия в город: можно успеть сходить на рынок, в парикмахерскую, в поликлинику, отремонтировать одежду и обувь (у нас ведь этих услуг в деревне нет), но это лишь в выходные дни. А как быть по будням, если кому надо срочно в больницу или по другим важным делам? Остальные ведь автобусы и прибывают поздно, и колесят много по округе, развозя рабочих и школьников.
 
А что же ваш сельсовет Леснянский, он знает о существовании этой проблемы? – задал автор резонный вопрос.
 
– Знает. И даже пытался ее решить. Вышел на руководство автобусного парка с просьбой помочь в нашей беде, но ответ получил безрадостный. В нем говорится, что по количеству выполняемых рейсов автобусов в неделю, по расстоянию от населенного пункта до автобусной остановки, которое не должно превышать 3 км, нормативы системы государственных социальных стандартов соблюдены. Оно-то так, формально все нормально, а на деле? Сельсовет нашел частника, запустил маршрутное такси, но оно сделало несколько рейсов и отказалось в Павлиново ездить, дескать, невыгодно – мало пассажиров. Да и зачем нам такое такси, которое приходило в десятом часу утра, если в городе многим сельчанам надо быть к девяти, чтоб решить свои вопросы?
 
Пожилым жителям деревни Павлиново решение данной проблемы видится простое – чтоб автобус маршрута Барановичи–Добрый Бор или Барановичи–Добромысль заезжал по утрам  в будние дни прямо в деревню, «ведь, что для него эти лишние тысяча триста метров?». 
 
Мне, честно говоря, тоже поначалу так казалось: «Ну, что ему стоит, это же сущий пустяк, а людям хорошо». К сожалению, не  все так легко решается, как кажется на первый взгляд. К аргументам городского автобусного парка тоже надо прислушаться – имеют под собой серьезное основание.
 
– Введение заезда в Павлиново автобусов вышеназванных маршрутов вызовет, на наш взгляд, вполне обоснованные претензии жителей деревень Подгорная, Добрый Бор, Ежоны, Колбовичи, Тартаки, Березовка, для которых в связи с увеличением протяженности маршрута возрастет стоимость проезда более чем на тысячу рублей, увеличится время нахождения в пути, – говорит заместитель начальника объединенного автовокзала Юрий Сенько. – Горький опыт мы уже имеем. Когда пошли навстречу жителям деревни Тюконтовичи  и автобус маршрута Барановичи–Сениченята стал заезжать в этот населенный пункт, возмутились жители других деревень, так как поездка для них стала длиннее и дороже. И пришлось это новшество поневоле упразднять… 
 
Кроме того, Юрий Константинович пояснил, что аналогичная ситуация с пассажирскими перевозками не только в Павлиново, а в 30 процентах деревень Барановичского района. Где-то кому-то далеко идти до автобусной остановки, где-то кого-то не устраивает маршрут и расписание движения автобусов. Но автобусный парк не в состоянии удовлетворить все пожелания сельчан – он просто вылетит в трубу. Ведь сегодня окупаемость пригородных пассажирских перевозок составляет около 60 процентов. Только за прошлый год по этой причине убытки транспортного предприятия составили 3 миллиарда рублей.
 
Как разрубить этот гордиев узел? Председатель Леснянского сельсовета Сергей Лешик обратился в райисполком с повторной просьбой рассмотреть вопрос возможности заезда в Павлиново автобусов, которые следуют на город из Доброго Бора и деревни Добромысль. 
 
Будет ли найдено компромиссное решение? Сказать пока трудно. В одном не сомневаюсь – нельзя все-таки обеспечивать удобства одним пассажирам за счет создания неудобств другим. Этот путь наименьшего сопротивления. 
 
Очевидно, надо взвесить и другие варианты решения этой проблемы. Оптимальным из них автору этих строк видится все же организация перевозок пассажиров «неудобных» деревень частными маршрутными такси. Только организовать их работу надо серьезно, по-настоящему: чтобы прибывали они в деревню пораньше, заблаговременно зная о количестве пассажиров. А о координаторе-диспетчере, принимающем заявки от потенциальных пассажиров накануне их поездки, информирующем водителя такси, должны позаботиться сельсоветы. Каким образом? Эти детали надо продумать. 
 
Другой из вариантов – подвозить пожилых людей и инвалидов до автобусной остановки частным автомобильным транспортом, освободив водителей от необходимости оформления предпринимательской деятельности и уплаты налогов. Впрочем, не дело журналиста искать соломоново решение, но оно должно быть обязательно найдено. 


  • Мы в социальных сетях: