Как сообщает Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, Постановлением Министерства образования от 13 марта 2024 г. № 29 утверждены учебные программы факультативных занятий для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания:
«Когда учиться легко. В мире финансов»;
«Когда учиться легко. В мире информационной безопасности»;
«Шчаслівы беларусам звацца»;
«Путешествуем без опасности»;
«Выбираем здоровый образ жизни»;
«Предпринимательство в действии»;
«Информационная безопасность: миф или реальность?».
Так, учебная программа факультатива «Когда учиться легко. В мире финансов» предназначена для III–IV классов. Она направлена на приобретение первоначального опыта решения задач с финансовым содержанием, грамотного финансового поведения в социуме, развитие ответственного отношения к деньгам как средству удовлетворения потребностей человека.
Программа содержит четыре модуля:
«Про деньги сейчас и в прежние времена» – формирует у учащихся представление о функциях денег и их видах, об истории возникновения денег;
«Про доходы и расходы в семье» – ознакомит ребят с основными источниками дохода и видами расходов семьи, даст представление о необходимости планирования доходов и расходов и составления семейного бюджета;
«Про личные сбережения» – покажет целесообразность финансовых сбережений и способы накопления денежных средств, сформирует умение экономно тратить деньги и принимать рациональные решения о покупке товаров и услуг;
«Про финансовую безопасность» – продемонстрирует способы защиты денег от подделок, расскажет о безопасном использовании банковских карточек и целесообразности использования страховки.
Факультативные занятия «Когда учиться легко. В мире информационной безопасности» также разработаны для III–IV классов. Их цель – личностное развитие учащихся на основе усвоения правил информационной безопасности, метапредметных способов деятельности с информацией разных видов, формирование умений, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности учащихся в условиях медиатизированного общества.
Занятия направлены на решение задач :
по формированию устойчивой мотивации в освоении механизмов информационно-психологической самозащиты и защиты окружающих;
овладению способами нравственно-этической оценки информации медиа, осуществления коммуникации на основе уважения и сотрудничества;
приобретению рефлексивного опыта применения способов действий, обеспечивающих овладение коммуникационными технологиями и информацией медиа;
профилактике компьютерной и интернет-зависимости учащихся;
предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений в информационно-коммуникационной сфере.
Учащиеся V–IX классов смогут посещать факультатив «Шчаслівы беларусам звацца». Занятия будут способствовать созданию личности, способной адекватно воспринимать и оценивать достижения духовной и материальной культуры Беларуси, готовой к деятельности по законам добра, совести, гордости, справедливости, патриотизма и гражданского долга.
Задачами факультатива определены, в частности:
формирование моральной, художественной культуры школьников;
становление основ гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ;
сохранение исторической памяти региона и страны;
формирование экологической культуры учащихся как составного компонента общей культуры.
Для VI класса разработана учебная программа факультатива «Путешествуем без опасности». В рамках занятий планируется:
сформировать у учащихся опыт безопасного поведения в реальной жизни во время туристского похода, развить личностные, нравственные и физические качества, обеспечивающие безопасное поведение при взаимодействии с окружающей средой, воспитать ответственное отношение к личной и общественной безопасности;
развить чувство ответственности и товарищества, воспитать физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
Факультативные занятия «Выбираем здоровый образ жизни» для VIII класса предназначены для развития функциональной грамотности у учащихся в области здоровьесбережения.
Во время обучения ребята:
получат представления о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивацию к сохранению и укреплению здоровья;
осознают необходимость здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью;
сформируют представление:
о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах питания;
о влиянии мышечной деятельности человека на организм;
об организации режима дня: учебы, отдыха и двигательной активности;
приобретут навыки составления, анализа и контроля за соблюдением режима дня;
разовьют гражданскую ответственность за сохранение, укрепление и поддержание здоровья.
Программа факультатива «Предпринимательство в действии» для X класса направлена на:
освоение учащимися базовых практико-ориентированных и исторических знаний по предпринимательской деятельности;
овладение ребятами базовыми навыками создания и ведения собственного бизнеса;
профессиональное самоопределение школьников;
повышение культуры предпринимательства и предпринимательского мышления.
Ожидается, что после изучения программы школьники смогут:
определять цели, пути и задачи открытия собственного дела;
выбирать и обосновывать предпринимательскую идею;
анализировать целевой рынок и конкурентов;
выбирать организационно-правовую форму ведения собственного дела и обосновать ее;
оценивать экономическую эффективность создания собственного дела, предпринимательского проекта.
Факультативные занятия «Информационная безопасность: миф или реальность?» рассчитаны на учащихся X–XI классов. Программа разработана для формирования в рамках проектной деятельности знаний и умений, позволяющих выявлять угрозу информационной безопасности, определять степень ее опасности, предвидеть последствия угрозы информационной безопасности и противостоять им. Также курс будет способствовать развитию ключевых компетенций школьников, способствующих обеспечению информационной безопасности как неотъемлемой составляющей информационной культуры личности. Кроме того, в рамках факультатива будут изучаться основные принципы, методы и средства защиты информации в процессе ее обработки, передачи и хранения с использованием компьютерных средств в информационных системах, необходимых для жизни и успешной самореализации при условии формирования таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.
Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Постановление вступило в силу 10 мая 2024 г.