В последнее время в органы власти участились обращения граждан по вопросам, связанным с оказанием платных справочно-информационных услуг по телефону.
Данные услуги (по трудоустройству, юридические, транспортные) предоставляются с использованием трехзначного номера либо длинных номеров нестандартного формата 8 – 902 – ххххххх.
В таких рекламных объявлениях (в газетах, сети интернет, листовках) содержится информация о трудоустройстве, где предлагаются вакансии на многие специальности и для различных категорий граждан, а также зарплата до 14-17 миллионов рублей. Исходя из представленной в объявлении информации, у потребителей создается впечатление, что некой организации требуются сотрудники в связи с увеличением объемов работ, и не усматривается, что речь идет о предоставлении информационных услуг о возможных работодателях, имеющих вакантные места для трудоустройства. Заинтересованные граждане звонят, а потом получают счета за телефон на огромные суммы.
Случается так, что потребитель не знал, сколько стоит звонок в такую справочную службу, т.к. в объявлении не была указана стоимость звонка (а стоимость звонка оценивается в размере от 280 000 до 736 000 белорусских рублей). Либо из текста объявления можно понять, что тарификация поминутная, а на самом деле взимается сразу вся стоимость услуги, независимо от того, сколько времени длилось соединение. И самое главное, была ли предоставлена информация об указанной в объявлении вакансии.
Юридическое лицо, оказывающее данную информационную услугу, обязано предупредить о том, что услуга платная. Для этого необходимо разместить голосовое сообщение в течение нетарифицируемого интервала, которое включает в себя информацию о наименовании службы, краткое описание предоставляемой услуги, указание стоимости звонка и сообщение «Оставаясь на линии, вы даете согласие на оплату услуги».
Кроме того, обращаем ваше внимание, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте оказания услуги необходимую и достоверную информацию об услуге (в данном случае описание предоставляемой информационной услуги, указание стоимости звонка или сообщение о том, что услуга платная), в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», он вправе в разумный срок потребовать от исполнителя расторжения договора и возврата уплаченной за услугу денежной суммы.
Таким образом, если субъектом хозяйствования, предоставляющим информационно-справочные услуги, не соблюдены вышеперечисленные правила и необходимые сведения в полном объеме потребителю не были предоставлены, потребитель вправе требовать возврата денег.
Чтобы оградить себя от неприятного опыта, необходимо внимательно изучить объявление об условиях предоставления платных справочно-информационных услуг, в частности, их стоимости.