Для людей, неискушенных в словесной казуистике, на всякий случай разъясним: форс-мажор – непредсказуемое событие, стихийное бедствие, не зависящее от воли сторон, участвующих в сделке, но ведущее к невозможности исполнения договорных обязательств. Нечто подобное на минувшей неделе произошло в нашем городе по улице Фроленкова.
– Приезжайте, посмотрите на этот провал, – позвонил в редакцию работник Барановичского отделения Белорусской железной дороги, бульдозерист Виталий Парфянович. – Я из-за этого на работу опоздал и чуть не поломал свою машину.
– А что случилось?
– Земля под ногами провалилась. И никто этот провал «пломбировать» не торопится…
Через полчаса автор этих строк уже созерцал злополучный фроленковский провал, а Виталий Парфянович (на снимке), прохаживаясь в болотниках по густому месиву грязи возле своего двора, растерянно комментировал ситуацию.
– Когда еще стояли морозы, к домику моей соседки слева, Екатерины Адамовны, работники частного строительного предприятия «Юлиан-групп» копали траншею для укладки канализационных труб. Работу выполнили, траншею засыпали, но не утрамбовали.
А тут оттепель нагрянула, дожди пошли. Сегодня в 7 часов утра жена отворила ворота и стала выгонять на улицу машину. Задом сдавала, а она возьми и провались – траншея усела, и машина легла на брюхо. Хорошо, парк Белтелекома рядом – выручили меня трактором.
Вытянули из этого болота кое-как мой старенький «Форд», чуть не порвали его.
Из-за этого провала я ведь и на работу опоздал на целый час. А с дисциплиной нынче, сами знаете, как строго на предприятиях. Хорошо, что руководство вникло в мой форс-мажор, в другой фирме и уволить могли запросто.
– И как же ты, Виталий, своего коня железного теперь во двор загонишь?
– На улице ночевать будет, если не приедут. Звонил я сейчас Степану Степановичу, прорабу этой строительной фирмы, но желания особого устранять брак своих работников с его стороны не расслышал.
Лишний звонок не помеха. Автор связался со Степаном Степановичем, представился, поинтересовался насчет ликвидации провала и услышал обнадеживающий ответ:
– Экскаватор уже вышел, скоро и я сам подъеду. Я же сказал Виталию Парфяновичу, что сделаем сегодня эту работу.
Минут через 15 обещанный экскаватор прибыл. Экскаваторщик изучил «поле брани» и приступил к делу. А вскоре и Степан Степанович подоспел на своей иномарке. Выслушав претензии, начал оправдываться:
– Не могли мы тогда никак эти мерзлые глыбы утрамбовать. А траншея, что ж, конечно, сделала усадку. Сейчас мы с этой проблемой мигом управимся.
Съезжу, посмотрю при первой возможности на последствия ликвидации этого провала: интересно узнать о прочности дороги, через которую вели траншею, – выполнили строители подсыпку или нет? Ведь от одного «болота» до второго при такой летней погоде дистанция крайне малая.