Наверх

ЭКО: “За улыбку собственного ребенка мы готовы были отдать все что угодно”

15.05.2015 386 Наш край
Фото с сайта www.yandex.by/images использовано в качестве иллюстрации
Фото с сайта www.yandex.by/images использовано в качестве иллюстрации

Марина и Петр* поженились в 2008 году. Как и все молодые и любящие друг друга пары, они мечтали о первенце.

Но когда Марина забеременела, радость семьи омрачилась диагнозом: «внематочная беременность». В итоге операционный стол, а после страшное для молодой женщины сообщение медиков: «Шансов вновь зачать ребенка у вас стало меньше». Но желание стать мамой у Марины было велико, она консультировалась с врачами, выполняла все их предписания, посещала многочисленные процедуры.

И наконец, спустя несколько лет, тест показал долгожданные две полоски. Но беременность оказалось вновь внематочной. Марина снова попала на операционный стол.

«Когда я очнулась после наркоза, то услышала, можно сказать, смертельный приговор: вы никогда не сможете забеременеть естественным путем. Передать те чувства, которые я пережила тогда, словами нелегко, в душе у меня были только боль и отчаяние, – даже сейчас, спустя время, женщина еле сдерживает слезы. – Поначалу я думала, что моя жизнь на этом закончилась и я никогда не испытаю радость материнства, а ведь еще в детстве я представляла, как воспитываю своих малышей, что им говорю».

После больницы Марина долго приходила в себя. «Я очень благодарна своему супругу, родным и близким, которые меня поддерживали в тот момент, – признается она. – После долгих обсуждений мы с мужем все же решились на ЭКО, поддержали нас в этом и родители. Мы стали собирать деньги, ведь тогда такого льготного кредита, как сейчас, не было».

Семья направилась в Республиканский научно-практический центр «Мать и Дитя».

«Я даже подумать не могла, что там увижу так много пар. Оказывается, в центр обращаются со всех уголков Беларуси, едут из дальнего и ближнего зарубежья в надежде стать родителями».

К сожалению, процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) 100-­процентной гарантии беременности не дает.

«Некоторые пары обращались и во второй, и в третий, и в четвертый раз, не получилось с первой попытки и у нас, – говорит Марина. – Но я по-прежнему не переставала верить в то, что стану мамой, поэтому с мужем решили попытать счастья во второй раз. За улыбку собственного ребенка мы готовы были отдать все что угодно».

Второй раз стал удачным для супругов. Спустя девять месяцев у них родилась замечательная дочурка Аринка*, вылитая папа, как говорит сама Марина. Сейчас девочке 3,5 года, она ходит в детский сад. Любимица дедушек и бабушек, очень общительная, любит петь, танцевать. И родители уже подумывают о том, чтобы водить ее в какой­-нибудь кружок.

«Я сама на себе убедилась, что процесс экстракорпорального оплодотворения довольно сложный, однако на детях это никак не отражается, они ничем не отличаются от детей, зачатых естественным путем, – говорит Марина. – С ЭКО, конечно, связано очень много этических вопросов, кто-­то посмеивается, говорит: «Ха, ребенок из пробирки», кто-­то вообще такого способа не приемлет, но я убеждена, что, если бы не эта процедура, многие семейные пары, да и мы в том числе, были бы лишены счастья стать родителями».

Марина призналась, что хочет быть мамой снова, и, если представится возможность сделать ЭКО, она готова родить не только одного, но и двух, и трех малышей.

*Имена героев статьи изменены по этическим соображениям.

МНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Священник Андрей ВЕРЕНИЧ, клирик храма Святого Благоверного Князя Александра Невского города Барановичи:

– Православная церковь признает возможность и допустимость ЭКО (подробнее можно ознакомиться, прочитав официальный документ «Основы социальной концепции» (2000), глава 12), но лишь при соблюдении некоторых условий.

Во­-первых, в решение проблемы бесплодия не должна привлекаться третья сторона, то есть использование донорской спермы и яйцеклеток, поскольку манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо социальных, еще и так называемых биологических родителей.

Во-­вторых, женщине должны быть подсажены все оплодотворенные яйцеклетки. В этом случае исключено уничтожение или передача третьим лицам невостребованных эмбрионов, а также уничтожение «лишних» зародышей при наступившей многоплодной беременности (это приравнивается к абортам).

В-­третьих, безоговорочно должно быть исключено суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам». Это противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Такая методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

СПРАВКА «НК»

ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение – одна из вспомогательных репродуктивных технологий. Используется только при тяжелых, комбинированных формах бесплодия, в случаях невозможности естественного зачатия.

В то же время экстракорпоральное оплодотворение рекомендуют далеко не всем парам. Эту процедуру проводят только по медицинским показаниям. Существуют и возрастные ограничения: ЭКО не применяется в отношении женщин, достигших 50 лет, поскольку это рискованно и для их жизни, и для жизни будущего ребенка.

В нашей стране ежегодно проводится около 2 тысяч циклов ЭКО, благодаря чему рождается около 700 детей.

КСТАТИ

В последнее время отмечается изменение среднего возраста женщин при рождении первого ребенка. Средний возраст матери при рождении первенца увеличился с 23,9 года в 2005 году до 25,7 года в 2014 году. Большинство детей рождено женщинами, состоящими в зарегистрированном браке. В 2014 году 85,1% от общего числа родившихся детей появились у женщин, состоящих в зарегистрированном браке (в 2005 году – 75,8%).

Нуждающихся в ЭКО поддерживают льготным кредитом

Процедура эта хоть и очень нужная, но не совсем дешевая. К примеру, в одном из столичных центров в мае нынешнего года стоимость самой программы ЭКО составляет 14,4 миллиона рублей. Помимо этого, необходимо оплатить препараты для стимуляции, их количество индивидуально для каждого пациента, а их стоимость может достигать более 15 миллионов рублей.

Поэтому для поддержки таких семей в 2014-­м году вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 574, позволяющий получить льготные кредиты на экстракорпоральное оплодотворение.

Как пояснила начальник отдела кредитования населения филиала № 802 ОАО «АСБ «Беларусбанк» Людмила КОВАЛЬЧУК, максимум, на который можно рассчитывать, – 300 базовых величин. На данный момент это 54 миллиона рублей. Процент за пользование кредитом привязан к ставке рефинансирования и составляет ее половину. К примеру, на сегодня это 12,5% годовых.

Если ставка рефинансирования увеличится, то вырастет и годовой процент по кредиту. Если снизится, соответственно уменьшится и процент.

Получить кредит может только будущая мама. Она должна быть гражданкой Республики Беларусь. Женщине необходимо будет предъявить справки о своих доходах и доходах поручителей, а также договор с организацией здравоохранения на оказание медицинской услуги в виде ЭКО и счет-­фактуру ее стоимости.

Вернуть долги банку нужно в течение 5 лет, но Указом предусмотрена отсрочка погашения кредита и процентов по нему.

Кредитополучатели могут воспользоваться этим правом при рождении ребенка с применением ЭКО, а также при получении ими либо их супругами пособия по уходу за ребенком. Сроки по возврату кредита в этом случае продлеваются на период получения пособия по уходу за ребенком.

Льготные кредиты предоставляются в безналичной форме путем перечисления денежных средств на текущие счета организаций здравоохранения. При этом неважно, в государственной или частной клинике будет проведена эта процедура. А вот оплату за применение вспомогательных репродуктивных технологий, услуги доноров половых клеток и суррогатных матерей за счет льготного кредита произвести нельзя.

Льготный кредит на ЭКО можно взять повторно. Главное – вернуть предыдущий.

Кстати, с 2014 года в Барановичах льготным кредитом на экстракорпоральное оплодотворение воспользовались уже 20 семей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Первым на планете ребенком, появившимся на свет с помощью ЭКО, стала Луиза Браун. Эта девочка родилась в Великобритании в 1978 году. Отцами-основателями ЭКО являются кембриджские исследователи Роберт Эдвардс и Патрик Стептоу. В 2006 году Луиза сама стала матерью, она родила сына Камерона.

За прошедшие десятилетия ЭКО из экспериментальной процедуры превратилось в общепризнанный метод лечения бесплодия. В мире ежегодно проводится 1,5 миллиона циклов экстракорпорального оплодотворения и схожих методов, в результате которых появляется на свет около 350 тысяч малышей.

В СССР первый ЭКО-­младенец родился в 1986 году, в Беларуси – в 1994-­м. Сейчас в мире живет около 5 миллионов человек, которые были зачаты методом ЭКО.

Инна ГОНЧАР.



  • Мы в социальных сетях: