В июле 1941 года девушка Анна заявила отцу, что желает отправиться на фронт. Тот не стал отговаривать, только рассудительно посоветовал, чтоб чоботы брала покрепче: как чувствовал, что дорога предстоит дочери неблизкая.
Через город Шахты, в котором жила семья, отступал 450-й батальон аэродромного обслуживания. В его ряды и попала доброволец Анна Чернышева. Для девушки нашлась роль метеонаблюдателя. С большой ответственностью она наносила на карту показатели прогноза погоды: от этого зависела жизнь летчиков. Не секрет, что не при всяких метеоусловиях самолету можно подниматься в небо. Работник метеослужбы, казалось бы, не самая опасная профессия. Но на войне ни пуля, ни снаряд не спрашивают, кто ты по профессии.
– Один раз попали под такой обстрел, что думали: всё, пропали.
Но обошлось.
Вместе с батальоном Анна Чернышева отправилась на Кавказ (среди двух десятков её медалей одна – «За оборону Кавказа»), оттуда – в Пензу.
Выгрузившись из вагонов на очередной станции, батальон… начал танцевать. Не по причине какого-то радостного события. Просто вокзал не отапливался, а при температуре в минус сорок без движения вполне реально было замерзнуть.
В немецком городе Риза началась какая-то стрельба.
– Аня! Аня! Да это ж война кончилась! – закричал муж Николай, объясняя происходящее (они познакомились в 1941-м).
Совет отца пригодился: Анне Петровне вдоволь пришлось попутешествовать: Кавказ – Берлин – Будапешт, а дальше перед ней и супругом-военным открылись новые дороги.
– Всю Европу увидела, до того как в Барановичах оказалась, – говорит Анна Чернышева.
Беларусь она полюбила всей душой, и родственникам – а среди них есть и русские, и украинцы, и поляки – наша страна нравится. «Как у вас тут красиво», – говорят, когда приезжают в гости.
– Смотрю фильм «Вызываем огонь на себя» и вижу: березовые рощи, что-то знакомое. Да это ж Сещинский аэродром, наша семья и там была! – рассказывает дочь Алла.
Хватило, думаете, переездов ее маме? Как бы не так! Знакомые вернулись с БАМа и своим живописным рассказом зажгли в Анне Петровне желание там побывать. И неугомонная Анна Чернышева вновь принимает решение. Ладно бы в 20–30 лет, в 54 года она добровольцем едет на БАМ! «Куда вам! – ее отговаривали. – Вы вначале медкомиссию пройдите». Через некоторое время Анна Петровна приходит со справкой, а в ней – «здорова», «здорова», «здорова»…
В семье Анна Чернышева дослужилась до почетного звания «прапрабабушка». Это, считайте, как генерал у военных! Кстати, многие в ее роду выбрали именно эту профессию. И сын Сергей, и зять Евгений Твардовский, и внучка Ирина, и правнучка Виктория!
– Надо всегда быть сильной духом. Не нужно хныкать, – вот вам и объяснение долголетия. Анна Чернышева встречает свой юбилей красиво. По-прежнему бодрая и энергичная, она выходит во двор многоэтажки, чтобы поработать грабельками, убрать листву. Под окнами всегда чисто.
…Гости порекомендовали Анне Петровне не «мелочиться» и взять себе за цель не пятилетку, а сразу рубеж в сто лет.