Наверх

Дню учителя в Барановичах посвящается…

02.10.2014 338 Наш край

Выпускница гимназии № 3 трижды победила на финальном этапе республиканской олимпиады по географии

На предыдущей международной олимпиаде по географии, которая проходила в Кракове, тоже был представитель нашего города – Екатерина Воробина. Еще одна точка географического успеха на карте нашего города – гимназия № 3.

Екатерина удивила всех тем, что три года подряд занимала призовые места на заключительном этапе республиканской олимпиады. А это означает, что и на городском, и на областном этапе она была победительницей трижды!

– Очень настойчивая и ответственная девочка, – характеризует Екатерину Елена Шимчик, учитель географии. – Для подготовки мы использовали каждую свободную минуту. В неделю дополнительно занимались минимум два часа, на каникулах и по 5, и по 6 часов. А ведь это лишь в классе – сколько еще у Кати ушло времени на самостоятельную работу!

Тем не менее выпускница гимназии наряду с усиленным изучением географии достигала успехов в спорте, легкой атлетике.

Началось всё с того, что старательная ученица решила немного «подтянуть» свой уровень по географии, а завершилось выбором профессии. Сегодня Екатерина – студентка географического факультета БГУ, в будущем профессионально займется геологией и разведкой полезных ископаемых.

Не думаю, что можно по-другому учиться в учебном заведении, во дворе которого стоит недвусмысленное напоминание – памятник… отцовскому ремню. «А будзе йсці навука туга, падгоніць бацькава папруга», – сопровождают его строки классика белорусской литературы.

Достаточно подержаться в начале учебного года за этот самый ремень, и директор гимназии Владимир Разумович гарантирует только высокие оценки в дневнике. Конечно, при условии обстоятельной работы на уроке и выполнении всех заданий учителя.

Говорят, именно с легкой руки Владимира Николаевича перед очередным юбилеем гимназии появились памятники школьному перу, кинопроектору и башмаку школяра, порванному во время бесконечных футбольных матчей. Гимназия, созданная в 1992 году, отмечает 40-летие, поскольку ведет отсчет истории от своей предшественницы – шестой средней школы, в которую немало сил вложила заслуженный учитель

республики Лидия Шляхтина. Правопреемница школы считает своим выпускником мэра города Юрия Громаковского. Так что гимназистам есть с кого брать пример, и помощь «папругі» в изучении наук им вряд ли понадобится.

 

Ученик СШ № 18 успешно выступил на международной олимпиаде в Испании

На днях из испанского города Сантандер, с международной олимпиады «Науки о Земле» вернулся десятиклассник средней школы № 18 Михаил Стремаус.

К юбилею родной школы (18-й исполняется 35) ученик сделал ей замечательный подарок, получив на олимпиаде награду за лучшую презентацию. В соревновании такого масштаба участвуют более двух сотен знатоков. Беларусь представляли четверо. Михаилу, чтобы попасть в Сантандер, предстояло не только победить на заключительном этапе республиканской олимпиады по географии, но и пройти после этого дополнительный отбор в команду. Всего претендентов на поездку было 12. Учитывалась и степень владения английским языком – все задания, всё общение идет на этом международном коммуникационном «коде».

– Мише, чтобы у него была возможность подготовиться к олимпиаде, мы обеспечили свободное посещение. Я был удивлен, увидев его на своем уроке физики, – говорит Борис Мискевич, директор средней школы № 18. – Ученик объяснил, что даже «отголоски» знаний по физике могут ему пригодиться – задания международной олимпиады требуют колоссальной эрудиции, они включают не только разделы географии, но и, минимум, астрономию.

– Михаил – очень любознательный парень, – говорит учитель географии Ирина Снигиревич. – С шестого класса он посещает факультатив, и чем больше узнает, тем ему становится интереснее.

Почему Михаил так полюбил географию? Раньше, открывая книгу, он любил фантазировать, как путешествует по той стране, о которой читает. А тут в реальности пришлось совершить дальнее путешествие. Сантандер по численности жителей не отличается от Барановичей, однако, как город курортный, гораздо спокойнее и безмятежнее, даже такого уличного движения там нет.

Помимо географии, у Михаила еще одно увлечение – шахматы.

– Я даже не назначала ему занятия, если знала, что в этот день у Миши шахматы, – говорит Ирина Анатольевна. – Даже ради олимпиады он от этой игры не откажется.

У Михаила Стремауса по шахматам первый разряд. Однако этого ему мало. Скоро, говорит, постарается подняться на следующий уровень – кандидата в мастера спорта.

 

Сбылись ли ваши мечты?

Этот вопрос мы задали первому директору лицея № 1 (школы старших классов, как он назывался вначале) Геннадию Соколовскому.

– Да, все мои мечты сбылись. Главная – создать школу для одаренных ребят. Раньше ведь как было: учебная программа для всех учеников одна, будто все, как деревья в лесу, на одно лицо. А если хорошо присмотреться – и деревья разные, что уж о людях говорить! Ездили в Министерство просвещения нашей республики, убеждали, доказывали. И нам пошли навстречу, но ведь было еще Министерство просвещения СССР. Там нас тоже поняли. Удалось создать профили: математический, естественно научный, гуманитарный.

За образец учебных программ, классных журналов взяли европейский канон – в Советском Союзе ничего подобного тогда не было, взять образец было негде.

Ввели сразу три иностранных языка, да еще класс стали делить на три группы. Открыли шесть кабинетов по информатике (был один).

В итоге процент поступления в вузы поднялся до 98 (при плане на то время в три процента). Я внушал ученикам: «Вы пришли сюда, чтобы окончить вуз и быть готовыми к управлению производством и государством». Среди выпускников – море и медиков, и инженеров, и офицеров.

В школу привел сразу 27 мужиков – вот это была сила! Даже белорусский язык вели двое мужчин. Мы вместе с учениками устраивали спортивные состязания и территорию убирали вместе – никто не стеснялся.

Поначалу, правда, зарплата была маленькая: аналогов школы старших классов не было, поэтому начисляли нам по минимуму. Я зарабатывал, как учитель начальных классов. Обидно было, конечно, но вскоре эту несправедливость исправили.

О нашем опыте узнали во всем СССР. После того как меня 2-3 минуты показали по телевизору, налетели коллеги из России, Украины. Даже из далекого Магадана приезжали. Мы были первыми и делились наработками.

 

Каким вы видите лицей будущего?

 Слово – нынешнему директору Алексею Бычковскому.

– Любая вещь, созданная человеком, сначала появилась в голове изобретателя и только потом получила свое физическое тело. Сегодня это лишь идеи, возможное будущее, а завтра – настоящее, сотворенное нами. Так давайте помечтаем, каким лицей станет завтра.

 Итак, лицей будущего. Какой он? Я думаю, что самый большой отпечаток наложит технический прогресс. Существует множество альтернативных линий развития лицейского порядка. Ну, возьмем, к примеру, дистанционное обучение, которое позволяет повысить качество образования за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек, участвовать в он-лайн олимпиадах и конференциях по всему миру, виртуально присутствовать на лекциях и семинарах ведущих светил науки.

На первый взгляд, просто сказка. А может быть, и нет? Лицей – учреждение, где обучаются талантливые, эрудированные ребята. А к кому, как не к ним, использовать особый подход? Но, с другой стороны, можно найти и множество недостатков дистанционного обучения. И, в первую очередь, это отсутствие возможности живого общения. Создавая свой виртуальный мир и погружаясь в него с головой, мы значительно ограничиваем себя.

Говоря о лицее будущего, нельзя не затронуть личность учителя. Именно он является центральной фигурой, реализующей поставленные задачи. Каким же видится учитель? В первую очередь, эрудированным в различных областях. Учитель, ограниченный только своим предметом, не будет интересен ученикам. Он должен уметь вести диалог, а с современными детьми это не так просто. Вместе с тем, учитель должен быть бесконечно влюбленным в свой предмет и передавать эту любовь своим воспитанникам. Успешно сочетая индивидуальную и коллективную работу, используя нетрадиционные формы работы, например, театральные постановки, интеллектуальные игры, творческие проекты, дискуссии, интернет-олимпиады, диспуты, учитель будет развивать детей.

Возвращаясь к образу лицея будущего, хотелось бы сказать, что не современное оборудование должно стать его главным показателем. Оно должно быть лишь необходимым условием существования. Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры – вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться.

 

Долгая дорога в школу

Именно первый учитель дает нам ту основу, без которой очень трудно идти в последующие классы, да и вообще по жизни шагать нелегко. Соединить в себе все лучшие качества человечности и умения учить разуму – это редко кому удается, но некогда ученикам Столовичской школы, несомненно, повезло с таким учителем, как Лидия Ивановна Орловская.

Мало кто знает о том, какой сложный путь она прошла, сохранив в себе все самые лучшие качества человечности и став заслуженным учителем БССР. Лидия Ивановна рано узнала, что такое тяжелый сельский труд. После смерти мамы нужно было помогать семье, несмотря на это, она хорошо совмещала учебу и труд.

Путь в школу составлял 9 километров. Каждый день, несмотря на погоду, она проходила его. Обучение давалось Лидии хорошо, она была одной из лучших учениц, но, закончив школу, Лидия Ивановна так и не успела получить аттестат. Началась война.

Три долгих года в оккупации. Лидия всё это время работала в сельском хозяйстве, не раз помогала партизанам, верила, что победа обязательно будет за нами.

После освобождения поступила в педучилище, но поскольку аттестата не было, пришлось вернуться в родную школу.

«Классный руководитель в последнее время не вставала с постели, была серьезно больна, – вспоминает Лидия Ивановна, – когда я пришла, учитель попросила подать чемодан и на нем написала мне справку об окончании школы, и я поступила сразу на 3-й курс. Было очень тяжело учиться, мне приходилось наверстывать программу, которую ребята прошли еще до войны, два курса, а также усваивать программу третьего курса».

В послевоенное время не было учебников и тетрадей. Тетради молодая учительница разлинеивала сама, а бумагу для них готовила из мешков от цемента, вымачивая их, а потом отпаривая утюгом.

В 1949 году Лидия Ивановна переехала в Барановичский район. О ней писали в прессе: «Когда в Малаховской средней школе заходит речь о передовом педагогическом опыте, о том, у кого можно поучиться, непременно назовут Лидию Ивановну Орловскую, учительницу начальных классов. Из года в год добивается она полной успеваемости учащихся». 

После смерти мужа судьба учительницы привела её в Столовичи, где Лидия Ивановна работала до ухода на пенсию. «Для меня счастье работы заключалось в общении с детьми, я не могла обидеть или крикнуть на ребенка, даже если он не успевал по программе. Безусловно, работать было сложно, по сорок человек в классе, тем не менее, ученики стремились к знаниям».

Лидия Ивановна настолько горела желанием преподавать, что, будучи уже на пенсии, проработала в школе еще 9 лет. Ее труд не единожды был отмечен: нагрудным  знаком «Выдатнік народнай асветы», орденом «Знак пашаны», почетными грамотами разного уровня.

Лидия Орловская сегодня – один из уважаемых долгожителей Барановичского района: в следующем году ей исполнится 90 лет.

Виктория ПАВЛЮЧЕНКО, жительница деревни Столовичи



  • Мы в социальных сетях: