Иногда есть только один способ поступить правильно – поступить по-мужски.
– Где бы я ни работал, везде старался не допускать унижения человеческого достоинства подчиненных, – говорит один из самых успешных в истории Барановичей руководителей Эдуард Бельский.
А работал Эдуард Станиславович, стаж которого почти 46 лет, много где: и на химкомбинате, на котором вырос от электрика до начальника энергослужбы, и на автоагрегатном заводе, на БПХО, торгмаше, в системе ЖКХ. Так что в городе его знают многие. Но больше всего Эдуард Бельский известен в качестве директора «Барановичимежрайгаза». Предприятие, с которого он ушел на пенсию, заняло в его трудовой биографии самый продолжительный период – 12,7 лет. Эти годы, думаю, коллектив «Межрайгаза» не однажды будет вспоминать как золотой век предприятия.
В последние годы слава «Барановичимежрайгаза» гремела уж если не на всю республику – на область точно. Несколько лет подряд наши газовики признавались лучшими на Брестчине – не только в профессии, но и в спорте, творчестве. Представляете, какого уровня мастерства нужно добиться, чтобы областной центр сам (!) признал, что вы опередили даже его?
Хотя Эдуард Бельский отрицает в этом успехе свою заслугу («Моя заслуга одна: я не мешал подчиненным выполнять свои обязанности»), только наивный может поверить в то, что яблоня без помощи умелого садовника принесет плоды. Без него даже при теплой благоприятной погоде деревце зачахнет, зарастет бурьяном, через который не пробьется ни один здоровый росток. Похож на искусного садовника был Эдуард Станиславович, когда с умом расставлял кадры, когда отыскивал таланты и смело доверял им руководящие должности («Есть у меня «чуйка»: интересных людей вижу и люблю их. И они всегда отвечают взаимностью»). Когда, прихрамывая после аварии, выходил на спортплощадку, опираясь на палочку, осторожно пробовал играть в волейбол и тем самым растил лучшее в душах окружающих. Напоследок, перед тем как покинуть коллектив, 64-летний директор показал класс, выиграв первенство «Облгаза» по бильярду.
Любовь к спорту у Эдуарда Бельского – из детства.
– Играл и в футбол, и в волейбол, и в теннис… Рос пацаном. Такое поколение было – всё умели, иначе, считалось, ты не состоялся.
Там же, на стадионе «Пионер», на месте которого сейчас стоит церковь святых Жен-Мироносиц, в командных спортивных баталиях воспитывался характер будущего лидера.
Профессию Бельскому подобрал отец, дав совет: «Учись на техника-электрика. Хорошая новая специальность, кусок хлеба будешь иметь». И Эдуард решительно сделал свой выбор, поступив в Жировичский техникум.
О том не пожалел. Может быть, потому что за властью или большими деньгами никогда не гнался. Везде, где бы ни приходилось трудиться, Эдуард Бельский выдвигал такое требование к рабочему месту: «Мне там должно быть интересно». К слову, когда в 1999 году прежний мэр города Михаил Павлов предложил ему должность директора «Межрайгаза», и Эдуард Станиславович согласился, он думал, что здесь оказался случайно и надолго не задержится. Немного позже казавшийся вначале чужим коллектив стал своим, родным, и Эдуард Бельский задержался – на десятилетие. Об утраченной должности рангом пониже, но зарплатой повыше не пришлось жалеть.
И вдруг, на пике славы и успеха Эдуард Бельский (накануне «Барановичимежрайгазу» вручили знамя – новый, более значимый после традиционного кубка символ лучшего подразделения) решает уйти… Хотя до истечения контракта остается полгода, он «по соглашению сторон», как сказано в документе, расторгает трудовое соглашение. Тот, кто не знает Бельского, не поймет его решения. Ну, казалось бы, зачем? Сиди себе спокойно, плыви по течению, пребывая во всеобщем почете и уважении. А там, глядишь, попросишь – еще контракт продлят… Кто бы из работающих пенсионеров отказался от такого заманчивого предложения? Но не таков Бельский. Везунчик по жизни, он никогда не боялся принимать смелых, порой рисковых, но обязательно справедливых, разумных мужских решений, даже когда они могли пойти не на пользу его карьере. Но всё всегда оборачивалось наилучшим образом, будто Эдуард Бельский за собой удачу носит.
В те времена, в которые, если помните, случилась трагедия в Краснопольской школе (она обвалилась), «Барановичимежрайгаз» располагался в здании, мягко говоря, наводящем уныние. И директор подписал бумагу, в которой было сказано, что работники коллектива находятся в постоянной опасности оказаться под завалами. А ведь мог бы не поднимать шум, спокойно посиживать в кресле, «ловя теченье подальше от крутых берегов».
Эдуард Бельский работал красиво и так же ушел – по-мужски, приняв волевое решение. Которое, однако, далось с трудом – всё же не мог директор скрыть грусть, с которой расставался со своим любимым коллективом.
…И вот мы в последний рабочий день Эдуарда Станиславовича, 29 февраля (надо же, какую дату выбрал!) сидим в его директорском кабинете, беседуем. А я думаю про себя: что останется после многолетних напряженных трудов этого человека? Конечно, не только полсотни грамот и благодарностей, звание «Почетный работник предприятия «Брестоблгаз». Заслуги Эдуарда Бельского – у него за плечами: наполняющие кабинет светом окна башенки, украсившей обновленное, перестроенное здание. А дальше, за окнами, раскинулась прекрасная улица, которая получила свое сегодняшнее лицо опять же благодаря финансовому вкладу коллектива «Межрайгаза» во главе с упорным шефом, добившимся ее преображения…
Думаю, у многих найдется еще не один повод пожать руку этому достойному человеку. Главное же, что сделал Бельский для родного предприятия, незримо. Это та атмосфера, в которой царит разум, справедливость и человечность. Незримая ежедневная забота садовника, благодаря которой яблоня приносит свои самые крупные и сладкие плоды.
Каждый в коллективе при Бельском чувствовал защищенность. Такой, понятно, не стушуется перед вышестоящими, отстоит своих. Но не только поэтому. При случае он поучал помощников:
– Не смей кричать на подчиненного. Чем ниже человек в иерархии, тем аккуратнее с ним надо разговаривать. Не выдержал, говоришь, сорвался? Так чего же ты не кричишь сейчас на меня? Должен сдерживаться. Ни при каких обстоятельствах нельзя унижать человека. На то он и человек.
Приходилось ли Бельскому нарушать свое правило? Однажды пришлось. Это были 90-е, памятные своим безденежьем и неустроенностью. Эдуард Бельский работал тогда главным инженером в ЖКХ, которое и сейчас-то дело хлопотное, полное забот и частенько неблагодарное. Воды в городе не хватало, горячая поступала по графику. Известный ныне Анатолий Калинин, с которым Эдуард Бельский работал некоторое время, придет директором в водоканал и решит проблему позднее. А пока из шести имеющихся на водозаборе «Щара-1» насосов остался работать один, остальные вышли из строя. Вот-вот город может остаться без воды. Что увидел прибывший по сигналу на место ЧП Эдуард Бельский? Пьяненьких, в духе времени бесшабашных механиков, не больно спешивших приниматься за служебные обязанности. Тут-то Эдуард Станиславович себя не сдержал, закричал на них, не стесняясь в выражениях, завершив тираду безальтернативным резюме: «Пока не заработают хотя бы три насоса, никто отсюда не выйдет!»
Как ни странно, Эдуард Бельский, привыкший к жизни с постоянным привкусом риска (газовая служба достойна звучной «приставки» спец-), любит белорусскую природу в ее очаровательном спокойствии. И в своем городском кабинете он, коренной барановичанин, наверное, не раз тосковал по лесу.
– Эх, выйду я на пенсию – приедешь ко мне на хутор. Посидим вместе около речки – красиво там, – вздохнул однажды Эдуард Станиславович, открыв неожиданно душу во время интервью по поводу очередной победы наших газовиков.
И 29 февраля он мечтательно признался:
– Коллектив пойдет своей дорогой. А у меня – идея. Открою агроусадьбу! В мыслях я уже там, на хуторе, где вековой дуб в три обхвата…
Человек, живущий мечтой, никогда не стареет.