Наверх

Димитриевская родительская суббота

02.11.2013 246 Наш край

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», – читаем мы в Евангелии от Луки.

В молитве за умерших есть несомненная воля Божия. Апостол Павел говорит: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми».

Обычай поминать усопших существовал ещё в Церкви ветхозаветной. Этот же обычай перешёл и в Церковь христианскую.  Кроме поминовения каждого умершего
в отдельности, христиане совершают в определенные дни года поминовение всех от века усопших. Димитриевская родительская суббота является одним из таких дней.

Установление этого поминального дня принадлежит Дмитрию Донскому, который  после Куликовской битвы (1380 год) совершил поминовение павших в этом великом и значимом для Руси сражении воинов. По совету и благословению преподобного Сергия Радонежского было установлено ежегодно поминать воинов,  кто жизнь свою положил за народ и Отечество. Впоследствии вместе с воинами стали поминать всех усопших православных христиан.

Такие поминальные дни очень назидательны для нас: поминая наших усопших сродников, мы невольно начинаем мыслить о вечности. Человек сделал множество открытий, в том числе и научных, поставил современную медицину на необычайно высокий уровень, чтобы как можно дольше продлить свою жизнь на земле. Однако, несмотря на все эти усилия, тема смерти по-прежнему остается актуальной. Эта тема всегда волнует человека, заставляя его трепетать и страшиться. «Перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их и войти в Жизнь Вечную», – наставляет нас Иоанн Златоуст. Старец  Паисий Святогорец уточняет, что наше беспокойство оправдано только в том случае, если умерший жил не по-христиански. Например, за жестокого человека нужно много молиться, если мы его действительно любим и хотим быть с ним в вечности.  «Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной, временной жизни в вечность», – читаем у святителя Игнатия Брянчанинова.

Притча из Евангелия о богаче и нищем Лазаре наглядно повествует нам  о том, что загробная жизнь это продолжение земной.

Один богач проводил жизнь в роскоши, одевался в порфиру и виссон и ежедневно пиршествовал, не замечая, что у его ворот лежал нищий Лазарь, по-
крытый ранами и струпьями. Лазарь желал напитаться хотя бы теми остатками со стола богача, какие на его глазах бросали собакам, но никто не сжалился над ним, никто не перевязал его раны – только собаки облизывали их. Умер несчастный, умер и богач.  После смерти положения их поменялись: Лазарь был перенесен ангелами туда, где пребывали праведники, а богач был низвергнут в ад. Познав всё безумие прожитой жизни, находясь в страшных мучениях, богач просит Авраама послать к оставшимся в живых пяти его братьям Лазаря как свидетеля постигшей его горькой участи, чтобы он научил их, как жить, чтобы не попасть в это место мучений.

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение. Молитвы об усопших продолжают наши отношения, устанавливают живое, органическое единение с ними. Наша обязанность – заботиться о православных христианах, которые окончили своё земное существование, и нашей молитвой облегчить их состояние в загробном мире.  Многие перед смертью не сподобились таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.



  • Мы в социальных сетях: