Наверх

Депутат Александр Стецко рассказывает о работе в Парламенте

22.08.2016 405 Наш край

IMG_0515На что сегодня может повлиять депутат Парламента? Из чего состоят его будни и какой след они оставляют в памяти? Нужны ли изменения в белорусском избирательном законодательстве? Наш собеседник – Александр СТЕЦКО, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

В нынешней избирательной кампании Александр Николаевич не участвует, в трибуне для агитации необходимости не испытывает, поэтому, обращаясь к нему за интервью, мы могли рассчитывать на взвешенную и объективную оценку.

– Какова сегодня, на ваш взгляд, роль депутата и Палаты представителей Национального собрания в целом?

– Наша роль проявляется в трех основных направлениях деятельности Палаты представителей. Из них главное – это законотворческая деятельность. Задача депутатов – путем принятия новых законов создать условия для динамичного социально-экономического развития Республики Беларусь.

Второе – международное сотрудничество, направленное на установление дружественных отношений между странами и вместе с тем продвижение интересов нашего государства на международной арене. Мы стремимся, чтобы о Беларуси как можно больше узнали за ее пределами – что есть такой островок стабильности в центре Европы, где государство нацелено на развитие личности, демократических основ, процветание страны.

Третье направление – работа с избирателями. Депутат может повлиять на решение проблем как отдельного человека, так и группы – например, индивидуальных предпринимателей, а порой и целого города.

– Подходит время подводить итоги. Что вы готовы сказать о результатах законотворческой деятельности?

– За время работы в Парламенте мы приняли свыше пяти сотен законопроектов. Они охватывают абсолютно все сферы жизни: от экономики до социальной политики, от охраны окружающей среды до национальной безопасности… За это время я приобрел бесценный опыт законотворческой деятельности, огромные знания о социально-экономической и политической ситуации в стране, опыт работы с людьми. Надеюсь, всё это пригодится мне как в дальнейшей работе, так и в жизни.

– Какие законопроекты вы бы назвали самыми обсуждаемыми?

– Таких законопроектов было много. Это и Кодекс о культуре, и Военная доктрина, и закон о борьбе с коррупцией, и трудовое законодательство. Понимая ответственность перед нашими согражданами, мы всегда пытались, прежде чем расставить точки на «і», изучить ситуацию со всех сторон.

Например, когда рассматривали изменения в закон о туризме, выехали в Витебскую область, где ознакомились с работой информационных туристических центров, пообщались с владельцами агроусадеб, что позволило учесть их мнение.

Когда работали над совершенствованием закона о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, посетили перерабатывающие предприятия Брестчины: «Санта-Бремор», «Савушкин продукт», «Беловежский», где убедились, на каком высоком уровне в Беларуси находится технология изготовления продуктов питания.

Изучая законопроекты, касающиеся Департамента исполнения наказаний МВД, выехали в учреждения Минской области, где своими глазами увидели условия содержания осужденных. Вопреки стереотипам, у нас в стране они довольно гуманные.

– Какой из этапов предвыборной гонки для вас оказался самым интересным?

– Больше всего запомнился начальный этап, когда меня в кандидаты выдвинули трудовые коллективы. А еще – встречи с избирателями, во время которых я узнал, какие проблемы волнуют жителей нашего края, и познакомил их со своей предвыборной программой. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто в меня поверил и поддержал на прошлых выборах.

– Отсюда следующий вопрос: что вы видите главным своим достижением в роли депутата? Удалось ли воплотить в жизнь то, что задумывали и обещали избирателям?

– Главная цель, которую я ставил в своей предвыборной программе, – развитие барановичского здравоохранения. И я бесконечно рад, что в сотрудничестве с руководством исполнительного комитета, центральной поликлиники мне удалось достичь этой цели.

Строительство гинекологического корпуса роддома, переоснащение самым современным оборудованием онкодиспансера, создание межрайонного кардиоцентра, ангиохирургии, внедрение новых видов операций – всё это говорит о том, что наша медицина вышла на качественно иной уровень.

– Какие события из депутатской жизни оставили самые сильные впечатления?

– Самые яркие впечатления оставило участие в торжественной церемонии инаугурации нашего Президента. А еще – участие в V Всебелорусском народном собрании, на котором были приняты судьбоносные для страны решения. Это несмотря на то, что я участвовал и в четвертом, и в третьем Всебелорусских собраниях.

Приятно было и когда мне удавалось помочь конкретному человеку решить конкретную проблему. За четыре года работы в Парламенте обращения от избирателей поступали самые разные: и насчет работы ЖКХ, и насчет приватизации жилья, и насчет благоустройства…

– Что необычного осталось в памяти после международных встреч?

– Вспоминаются многие встречи, в том числе с представителями Всемирной организации здравоохранения, ООН. Но самым необычным был прием, который оказал нам посол Южной Кореи. Провел его для нашей депутатской группы неожиданно и очень дружественно – прямо у себя на дому. Супруга посла самостоятельно разрабатывала меню для гостей.

– Вы общались с представителями многих государств. Как оцениваете после этого нашу избирательную систему? Не появилось желания привнести в нее что-то новое, позаимствовать что-нибудь из зарубежного опыта?

– После общения с представителями других стран я всё больше убеждаюсь, что избирательная система Республики Беларусь – одна из самых демократичных в мире. Она дает каждому гражданину возможность проголосовать как непосредственно в день выборов, так и накануне. Досрочное голосование существует во многих государствах, например в Японии, США, Швейцарии, причем в некоторых странах оно идет в электронной форме, с помощью средств связи, по почте. На первый взгляд, современно и удобно. Но как проконтролировать такое голосование?

Понимаешь, что порой сделать это сложно, а иной раз и вообще навряд ли возможно. Избирательное законодательство каждой страны имеет свои любопытные особенности. В той же Японии запрещено обходить дома избирателей для агитации, доступ на телевидение ограничен. Поэтому там кандидат отправляется в продолжительные восьмичасовые поездки по городам на агитационном автобусе с громкоговорителем, выступает прямо с крыши этого автобуса.

В некоторых странах, таких как Бельгия, Италия, Германия, за неявку на выборы наказывают штрафом; в Турции тем, кто постоянно игнорирует гражданский долг, грозит уголовное преследование, в Пакистане – каторжные работы. Но для нашей республики, в которой явка избирателей порой превышает 80 процентов, этот опыт бессмыслен. Наш народ активный, политически грамотный, если не сказать эрудированный, ответственный.

Особенности в избирательном законодательстве каждой страны – это следствие традиций народа, его менталитета, истории государства и объективных реалий, в которых оно находится здесь и сейчас. Поэтому изменения в избирательную систему Беларуси, если они требуются, должны вноситься с учетом этих критериев, не должно быть бездумного экспериментирования или копирования чужого опыта просто потому, что «у них так».

Мы законодательно отказались от второго тура выборов потому, что явка избирателей у нас традиционно высока и симпатии народа в пользу победителя голосования обычно отчетливо видны. Рациональный шаг, основанный на реалиях, позволил сэкономить и время, и деньги народа.

– Если не секрет, чем вы собираетесь заняться, когда срок депутатских полномочий истечет?

– Хотел бы посвятить себя преподавательской деятельности, работе с молодежью, чтобы передать ей свой опыт.

– Следите за нынешней избирательной кампанией? Чем она, с вашей точки зрения, отличается от предыдущих парламентских выборов?

– Нынешние выборы интересны большим количеством претендентов, желающих пройти в Палату представителей Национального собрания. Конкурс составляет, как сообщали СМИ, больше четырех человек на место. Тем не менее я уверен, что каждый из нас сделает правильный выбор – за сильную, процветающую и независимую Беларусь.

– Спасибо, Александр Николаевич, за эту беседу и за долгое плодотворное сотрудничество с «Нашим краем».

Справочно

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – является представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, членом Совета Республики – гражданин нашей страны, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Палаты собираются на две очередные сессии в год, осенняя сессия открывается в октябре (ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней), весенняя – в апреле (она длится не более девяноста дней).

Срок полномочий Парламента – четыре года.

Виталий ГЕРЦЕВ.
Фото автора.



  • Мы в социальных сетях: