15 февраля – Сретение Господне, двунадесятый православный праздник. Верующие стараются в этот день посетить храм.
И хотя каждое богослужение – это общение с Богом, но в этот день как-то по-особенному стараешься помнить об этом, ведь Сретение – это прежде всего встреча с Богом, Господь сделал всё возможное, чтобы эта встреча состоялась. А мы?
Хотим ли всей душой и сердцем этой встречи, достаточно ли прилагаем усилий для того, чтобы она состоялась уже здесь, на земле, а не где-то там, за невидимой гранью? Да и вообще, зачем человеку нужна эта встреча?
«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш» – звучит во всех православных храмах праздничный тропарь. В этот день вспоминается евангельское событие – встреча праведного Симеона с Богомладенцем Христом в Иерусалимском храме. По закону Моисея всех еврейских мальчиков-первенцев на сороковой день рождения приносили в храм и посвящали Богу в память о ветхозаветном событии, когда в ночь перед исходом евреев из Египта Ангел, поразив первенцев египетских, оставил невредимыми детей еврейских. Когда Иосиф и Мария, выполняя предписание закона, принесли в храм новорожденного Христа, первыми, кто их встретил, были праведный Симеон и пророчица Анна, которая служила при храме и проводила дни в посте и молитве.
Такова краткая история праздника. Чем же для нас, людей живущих в ХХI веке, знаменателен этот день? Он, прежде всего, напоминает нам о встрече с Богом. Наверное, каждый верующий человек переживал эту встречу. Для кого-то она стала решающей к изменению жизни, для кого-то – началом новой, неизвестной до этого области духовной жизни. Ведь большинство верующих людей прежде были НЕверующими и, посредством соприкосновения с Источником жизни и блага, Богом, изменились. В Священном Писании есть такие слова: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3:20). Так стучится Христос в каждое сердце. Когда человек открывает эту дверь, Господь изменяет, преображает его душу. Когда Бог касается души человека, то не возникает никаких сомнений, КТО это.
Если мы коснёмся истории, то увидим, например, что в первые века существования христианства было много мучеников. Тысячи людей умирали в страшных мучениях, казалось бы, за идею, за какое-то учение. Мы задаёмся вопросом: зачем? Неужели человек отдавал бы свою жизнь за что-то маловажное и не приносящее пользы? Встреча с Богом, которую они испытали, та другая жизнь, которую они опытно, своей душой узнали, стала их смыслом жизни. Смысл религии и состоит в этой связи с Богом, если нет связи – нет и религии.
Многие ученые, исследуя устройство мира, изучая его законы, восхищаясь великолепной гармонией его, невольно приходили к констатации факта существования Устроителя этой гармонии – Бога. Например, Паскаль, гений математики, один из творцов новой физики, был не просто верующим человеком, но и одним из великих религиозных мыслителей Европы. Он говорил: «Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего и привели к ней». А основатель всей современной бактериологии – Пастер отмечал: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца». Эта была их встреча с Богом.
Какова же будет и состоится ли вообще наша встреча с Богом? Зачастую бывает, что за всю жизнь у человека она так и не происходит. Так и пройдут бесследно и бессмысленно дни в непрестанных трудах о хлебе насущном, удовольствиях и грехе и в конце земного странствования придётся воскликнуть подобно премудрому Соломону: «Суета сует, всё суета…».
Православные христиане стараются в этот день приобрести свечи. Считается, что благочестивый обычай освящения свечей на Сретение был заимствован православными у католиков ещё в XVII веке и наиболее распространился в Украине и Беларуси. И сегодня у нас в деревнях их называют «грамнічнымі» – отголосок языческого праздника Грамніцы. «Грамнічную» свечу зажигали во время грозы, опасаясь удара молнии и пожара, и даже давали в руку умирающему, считая, что душе будет легче покинуть тело, а огонь свечи отгонит злых духов. Святые отцы говорят, что такое отношение к свечам связано не с христианскими, а с языческими обычаями. Святой Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе» писал, что ставить свечи необходимо и важно, но нужно также «приносить в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое…» И ещё советовал святой следить за тем, чтобы мы «не допускали в себе возгораться страстям или геенскому огню, чтобы примером добродетельной жизни мы светили другим, как свеча светит нам в делах житейских…».