Завод автоматических линий – одно из самых молодых станкостроительных предприятий на постсоветском пространстве и в то же время одно из самых крупных: за 40-летний период производственной деятельности здесь создано 400 автоматических линий и более 9 000 агрегатных и специальных станков.
Это оборудование успешно работает у партнеров ближнего и дальнего зарубежья.
О том, как всё начиналось и каков сегодняшний день коллектива, наш разговор с генеральным директором ОАО «Завод автоматических линий» Владимиром БЕЛЮКОМ.
– Владимир Михайлович, насколько я знаю, завод автоматических линий стал вашим первым местом работы…
– Первым и единственным. У меня только одна запись в трудовой книжке: принят на Барановичский завод автоматических линий. После окончания в 1976 году Московского станкоинструментального института я начинал здесь технологом.
– Фактически тоже с первых дней. В чем же причина такой преданности родному заводу, коллективу?
– Вы верно сказали: для меня и многих моих коллег завод стал действительно родным. Даже в самые трудные для коллектива времена мы и мысли не допускали о том, чтобы куда-то уйти. Видели огромную работоспособность коллектива, верили в лучшее. На заводе всегда было работать интересно. Бывало, до 12 ночи колдовали над созданием очередного специального станка, не замечая времени, такую сильную увлеченность испытывали, такой энтузиазм!.. В Барановичах не было специалистов-станкостроителей, их пригласили на завод из России, разных городов нашей республики. Эти люди передавали свой богатый опыт в станкостроении молодым, начинающим. Рабочих готовили в ПТУ-118 – ныне лицее машиностроения. Идейным вдохновителем, замечательным организатором этого уникального производства был первый директор предприятия Петр Фомич
Королик – он построил завод и более 20 лет бессменно им руководил.
– Я, честно говоря, всегда боялась идти к нему, когда выполняла журналистское задание…
– А к нему и мы боялись заходить. Только много лет спустя поняли, что наш внешне суровый Петр Фомич – на самом деле очень ранимый человек. Он просто не хотел показывать людям свою, как он считал, слабость.
– Много ли из тех специалистов, кто тогда начинал с вами, работает сегодня на заводе?
– Порядка 70%. Горжусь, что мои коллеги, несмотря на все перипетии и трудности, которые были в истории завода, остались преданны предприятию и коллективу. Это наш костяк, наша опора, и это не просто слова. Очень благодарен за безупречный труд и верность заводу шлифовщику Константину Константиновичу Остапчику, фрезеровщику Иосифу Адамовичу Белановичу, слесарям механосборочных работ Евгению Александровичу Курило, Ивану Эдмундовичу Турко, токарю-расточнику Сергею Петровичу Боженко, токарям Виктору Евгеньевичу Марчуку, Владимиру Степановичу Корниенко, электросварщику Юрию Ивановичу Малявко, шлифовщику Виктору Алексеевичу Желесскому, ведущему инженеру-конструктору Виктору Павловичу Матюку, начальнику отдела управления главного конструктора Виктору Евгеньевичу Шмыгину, начальнику бюро отдела главного технолога Борису Николаевичу Курбатову и многим другим профессионалам завода.
К 1990 году портфель государственного заказа для завода автоматических линий был наполнен на 10 лет вперед. И вдруг в одночасье это рухнуло. Надо было всё начинать с нуля, искать работу, свою нишу. Некоторое время мы занимались проектированием деревообрабатывающих станков, ремонтом, но в итоге в 2001 году перешли на выпуск оборудования для железной дороги.
– 2001-й, считаю, оказался переломным для коллектива. 6 сентября 2001 года вы были назначены генеральным директором завода автоматических линий, и с этого же дня предприятие было передано в управление Белорусской железной дороги. Чем стало такое партнерство для вас?
– Благом. В условиях потери рынка завод диверсифицировал производство. Благодаря уму и труду наших конструкторов было разработано более 600 единиц всевозможной технологической оснастки, приспособлений, стендов для оснащения локомотивных и вагонных депо железной дороги. Партнерство с железной дорогой позволило сохранить коллектив, сохранить завод, его станкостроительную специализацию. Чего не скажешь о наших коллегах – Костромском заводе автоматических линий, Московском заводе имени Орджоникидзе, которые, увы, прекратили своё существование.
– Диверсификация проходила сложно?
– Наш завод строили для оснащения автомобильной и транспортной промышленности. На данный момент это направление деятельности свою актуальность потеряло. Мы практически полностью поменяли психологию, в первую очередь, конструкторов. Особенно после передачи предприятия в управление Белорусской железной дороги. Начиная с 2001 года основные направления работы коллектива были связаны с предприятиями Белорусской и Российской железных дорог. Потребность в массовом производстве автоматических линий отпала. Теперь мы выпускаем оригинальное оборудование, которое позволяет механизировать и автоматизировать процессы ремонта подвижного состава. Только за последние годы разработали несколько сложных автоматизированных комплексов. Среди них – линия для восстановления тележки грузового вагона по заказу Магнитогорского вагонного депо РЖД. Перед нами была поставлена задача изготовить оборудование, которое бы автоматизировало процесс капитального ремонта с использованием минимального количества рабочих, обслуживающих этот участок. Мы её успешно выполнили. Работа специалистов завода была отмечена благодарностью директора Российских железных дорог Владимира Якунина.
Еще один проект – разработка технологического комплекса оборудования для ко-лесно-роликового цеха барановичского вагонного депо. На днях в вагонном депо побывала делегация из Монголии, которой показали, как работает этот комплекс. Специалисты-монголы были под большим впечатлением. Да я и сам, вновь увидев нашу работу, испытал ни с чем не сравнимое чувство восторга, когда оборудование начинает двигаться, работать, дышать. Тяжелый ручной труд заменяют роботы, манипуляторы, всевозможные транспортные системы.
Разработка наших конструкторов позволила автоматизировать и участок рельсо-шпалерной решетки в ОПМС-115. И все это, заметьте, не массовая продукция.
Такие специальные станки требуют оригинальной разработки, что усложняет работу и конструкторов, и многих других специалистов при изготовлении подобного оборудования и при его сдаче. Но тем значимее наши достижения.
– Сейчас коллектив работает только с железной дорогой?
– Не только. В разные годы объемы производства для предприятий железной дороги доходили до 30-40%. Несмотря на то, что сегодня эти объемы упали, мы в основном ориентируемся на предприятия, которые изготавливают детали для подвижного состава. Сделали гамму оборудования для российского Уралвагонзавода, ВКМ-Сталь (Саранск), «Промтрактор-промлит» (Чебоксары), Бежицкого сталелитейного завода (Брянск), Кременчугского сталелитейного завода Украины, «Азовмаша» (Мариуполь).
Работаем и для предприятий оборонной промышленности Российской Федерации. У нас сложились долгосрочные связи с Новоуральским электрохимическим заводом, Новоуральским заводом газовых центрифуг, с которыми мы разработали и куда поставили ряд специального оборудования, а сейчас занимаемся модернизацией имеющихся там станков. Модернизация старого оборудования, кстати, сейчас очень актуальна. Это обходится гораздо дешевле, а эффект такой же, как и при изготовлении нового. Старую базу начиняем электроникой, применяем самые современные разработки в области станкостроения.
Еще одно направление работы коллектива завода – выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности Российской Федерации. Наши специалисты разработали конструкции современных станков, которые поставляются на Челябинский турбинный завод, Магнитогорский трубный, в портфеле заказов – ряд разработок для «Сургутнефтегаза».
– А где находите партнеров? Все-таки оборонка – это, по большей части, закрытые предприятия…
– Участвуем в выставках, различных форумах. Например, были в Екатеринбурге на Уральской региональной выставке по техническому перевооружению оборонной промышленности, представили там свои разработки. Так и завязалось сотрудничество.
– Владимир Михайлович, судя по этим примерам, у специалистов завода такой же высокий потенциал, каким он был в советские годы. Тогда вашему конструкторскому бюро завидовали многие…
– Я рад, что этот потенциал мы не растеряли. Ум, творчество, смекалка – все это есть и сегодня, разве что более взрослыми стали. Хотя возраст нынешних руководителей конструкторских отделов на заводе – до 40 лет. Рядом с ними работают те инженеры-конструкторы, которые пришли сюда с первых дней предприятия и передают свой богатый опыт молодым.
– 2013-й стал для коллектива завода благополучным годом. А какие перспективы открыл 2014-й?
– Прошлый год, действительно, был достаточно благополучным. Более 35% продукции поставили на экспорт, в Украину и Россию. Получили чистой прибыли более 13 миллиардов рублей. На 2014-й формировали портфель заказов, исходя из тех договоров, которые были заключены с предприятиями. Так, выиграли тендер на модернизацию продукции Уралвагонзавода. Совместно с австрийской фирмой в этом году будем заниматься реконструкцией Оршанского рельсосварочного поезда.
Наряду с выпуском специального оборудования искали партнеров для изготовления серийной продукции. Будем производить детали тележки трамвая для «Белкоммунмаша». Участвуем в нескольких тендерах на поставку оборудования для предприятий нефтегазового комплекса России.
К сожалению, ряд заключенных договоров не финансируется, они заморожены, и это создало определенные трудности в работе коллектива предприятия в первом квартале. Надеемся наверстать упущенное. Высокий профессионализм специалистов завода автоматических линий позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
Пользуясь возможностью, поздравляю коллектив с днем рождения родного завода! Примите пожелания стабильности, финансового благополучия, здоровья, настроения! Пусть каждый из тысячного коллектива завода чувствует себя на предприятии уверенно, уютно, гордо неся звание станкостроителя!