Широкий резонанс вызвал арест главы «Уралкалия» Владислава Баумгертнера в Минске.
Премьер-министр Михаил Мясникович пригласил господина Баумгертнера для беседы, чтобы узнать, почему действия «Уралкалия» так некорректны по отношению к «Беларуськалию». Напомним, что до последнего времени «Уралкалий» и «Беларуськалий» были в одном холдинге. Руководство «Уралкалия» (его основной владелец Сулейман Керимов) в июле обвалило акции «Беларуськалия», и наша страна понесла существенные убытки.
После разговора с Михаилом Мясниковичем господин Баумгертнер был арестован, а Следственный комитет нашей республики завел на него уголовное дело, более того, обратился к Интерполу с просьбой арестовать руководителей «Уралкалия» и его владельца Сулеймана Керимова. Вполне понятно, что они не будут арестованы в России, но стоит им появиться в других странах, как их неминуемо ждет арест. Сидеть им теперь в Москве и не выезжать на Канары.
Сейчас появились сообщения о том, что Сулейман Керимов, один из богатейших людей России, выходец из Дагестана, продает свои акции «Уралкалия».
Возникает вопрос: почему Кремль в этой истории занял пассивную позицию? Москва ничего, кроме стандартных дипломатических процедур, не предпринимает.
Как пишет российская пресса, буквально за день до ареста Баумгертнера глава Администрации Президента Республики Беларусь Андрей Кобяков встречался с первым вице-премьером Российской Федерации Игорем Шуваловым и даже не намекнул на возникшие проблемы с «Уралкалием». Узнав об аресте, господин Шувалов выразил свое неудовольствие, в результате чего оказался первым высокопоставленным чиновником, обрушившимся с критикой на Минск в день ареста. Странно, но он, по сути, остался и единственным таковым из руководства России. А Владимир Путин вообще постарался максимально сгладить возникшую проблему. Поэтому главный вопрос остается открытым: насколько скандал вокруг «Уралкалия» поддержан, согласован и даже инспирирован Москвой? Как пишет газета «Коммерсантъ», такого сговора не было. Москва решила грудью за Керимова не вставать. Эта же газета пишет и о том, что между двумя лидерами стран состоялся телефонный разговор. Президент Беларуси сумел доказать коллеге, что действия руководства «Уралкалия» нанесли существенный урон нашей стране. Можно не сомневаться и в том, что Александр Лукашенко подчеркнул недополучение иностранной валюты (ведь «Беларуськалий» дает её 42%), что может привести к самым серьезным последствиям.
В российском обществе обсуждают, сколько мог заработать бизнесмен, когда «Уралкалий» в июле обвалил акции мировых конкурентов, и «ждут расследования по всей строгости закона».
Как известно, экономика России в настоящее время находится в тяжелом состоянии. Не рассматривая причин этого, подчеркнем, что Кремль выдвинул тезис, кстати, взятый у нашего премьер-министра Михаила Мясниковича: «жить надо по средствам». Встает вопрос: ограничится ли Москва одним «Уралкалием»? И ещё. Как свидетельствуют российские СМИ, действия Минска в отношении «Уралкалия» поддерживает значительная часть населения России.