Наверх

Чем привлекателен Западный микрорайон: взгляд “Нк”

01.02.2015 675 Наш край

01Продолжаем наше путешествие. Самой западной точкой нашего города является улица Бадака. Очередная экскурсия «Нк» прошла по территориям, прилегающим к этой магистрали.

Хресты

Криштоф Козловский, в свое время возглавлявший архитектурно­-конструкторский отдел № 3 «Брестпроекта», рассказал об одной интересной встрече. Давно­-давно в доме его отца складывал печку мастер. Криштоф Павлович хорошо запомнил его необычную фамилию – Гоголя. Так этот Гоголя весь процесс сопровождал увлекательными историями. Рассказывал, например, что свой земельный надел в том самом районе, где теперь расположена густая индивидуальная застройка по улице Бадака, получил еще от царя.

Когда пришел на место, увидел дремучий лес, где охотились на волка. «Что же делать?» Шальная мысль пришла на ум, когда со стороны города подул ветер. Гоголя поджег лес, и выгорела большая его полоса. На освободившемся месте он и построил свой дом, рядом посеял рожь.

По словам печника, вскоре, таким же образом освобождая территорию, слева и справа от него стали строиться другие хозяева. Сказка это или быль, но на месте нынешнего патриархального уголка Барановичей, между улицами Колхозной, Крайней и Бадака появилась целая деревня под названием Хресты. Как и деревню Третьяки, её можно найти на карте 1912 года.

В состав города Хресты вошли по Указу Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 8 марта 1956 года. До этого момента деревня находилась на территории Балабановичского сельсовета Новомышского района. А полностью название Хресты было ликвидировано в 1978­-м, когда к городу присоединили хутора с одноименным названием, относящиеся к Новомышскому сельсовету.

Но еще долго жители Барановичей именовали этот район так. Правда, прежнее название было трансформировано в более современное и благозвучное – Кресты. Теперь же и оно ушло в прошлое: в обиходе горожане чаще называют этот район по имени градообразующей улицы – Бадака.

Промышленная зона

Поскольку город здесь заканчивался, то в 1960–1970-­е сюда вынесли и три больницы: онкологический, противотуберкулезный диспансеры и железнодорожную. Вокруг этих медицинских учреждений была хорошая зеленая зона. Это обстоятельство, видимо, и стало решающим при выборе для города промышленной зоны. Большая территория от автодороги республиканского значения Кобрин – Столбцы до Слонимского шоссе была отведена под строительство производственных предприятий и называлась по имени близлежащей деревни – промзона Боровцы.

Наиболее интенсивная застройка свободных площадей по улицам Бадака и Слонимское шоссе развернулась в 1970–1980-­е годы. Здесь разместились многие строительные предприятия, дорожные организации. Развитие этой территории виделось перспективным еще и потому, что рядом проходили инженерные коммуникации. А от котельной ПМК­1, например, предполагали подавать тепло и горячую воду для всего большого «куста».

Среди наиболее значимых для города объектов того времени – строительство крупного мясоконсервного комбината, которое начали в 1989-­м. Однако большим планам не суждено было сбыться. Грянула перестройка, за ней последовал распад Советского Союза, и финансирование стройки прекратилось. Масштабный проект обернулся для города головной болью. Долгострой по Слонимскому шоссе внимания инвесторов не привлекал до 2012­-го.

Наконец нашелся смельчак, готовый разместить на этой территории мусоро-перерабатывающий завод, логистический центр, еще какое­-то производство. С ним был подписан инвестиционный договор. И все. Дальше слов дело не пошло. За это время никакого движения на стройке не замечено, договор с неудавшимся инвестором областные власти расторгли. И под занавес 2014 года изъяли имущество. Долгострой вновь вернулся на баланс к своему прежнему хозяину – ЖРЭУ. Город, между тем, намерен настойчиво искать нового инвестора для этого объекта.

В нестабильном 1990­-м началась в Барановичах и другая большая стройка. Стройтрест № 25 задумал возвести по улице Бадака производственную базу управления механиза­ции № 144 за свои средства хозспособом. Осуществить хороший проект не удалось по банальной причине – дефицита финансов. Объект превратился в долгострой. Причем так надолго, что кирпичные постройки недавно пришлось разобрать по причине их аварийности.

С 2011 года стройтрест пытается найти инвестора для несостоявшейся базы, выставляя незавершенный объект на торги. Последний аукцион прошел летом минувшего года. Пока – безрезультатно. Хотя, по словам заместителя генерального директора акционерного общества по экономике Марины Шумской, участники торгов имеются. В объекте их привлекают наличие подъездных путей, близкое расположение инженерных коммуникаций. Осталось только пожелать большей решимости.

Промышленная зона в районе улицы Бадака оказалась привлекательной уже в 2000-­х для многих барановичских предпринимателей – они разместили там свои производства. Большую территорию для своей производственной базы приобрел 10 лет назад и «Водоканал». Тогда на этом месте практически ничего не было, кроме полуразвалившихся построек. За два года на улице Бадака выросли современные административное здание, мастерские, гаражи, склады, сервисный центр. «Водоканал» показал пример, как из ничего можно сделать конфетку.

Подобные примеры эффективного вложения средств в развитие промышленной зоны Боровцы в последние годы – сортировочно-­погрузочная станция городского ЖКХ на Слонимском шоссе, логистический центр «Евроторга» по улице Вильчковского. Эта коммерческая организация освоила территорию площадью более 10 гектаров. По словам директора городского центра архитектуры, строительства и геодезии Леонида Сушко, рядом есть место для дальнейшего развития бизнеса.

Почти на выезде из города в свое время открылся магазин строительных материалов «Ома». Но каким востребованным у горожан он стал, несмотря на местоположение! И вот уже градостроительному совету представлен проект реконструкции этого торгового предприятия по улице Вильчковского – магазин будет расширять свои площади.

На улице Бадака два года назад открылся и магазин «Евроопт». А напротив зарезервирована территория под строительство пожарного депо.

IMG_4445Жильё

Точную цифру о количестве проживающих в этом районе, к сожалению, не удалось найти. В седьмом ЖЭСе нам сообщили только о том, сколько горожан зарегистрировано в домах коммунальной собственности – их в западном районе (Третьяки, улицы Бадака – Колхозная, Репина) насчитывается 12 888 человек.

Строительство жилья в районе улиц Колхозной и Бадака началось в конце 60­х – начале 70­х. Двух­, трех­
этажные дома, общежития возводили для своих работников дорожные, стройорганизации. В следующее десятилетие здесь получили государственные квартиры и многие специалисты, которые строили новую автомобильную трассу – «олимпийку».

Кооперативное жильё в районе улицы Бадака появилось в 90-­х. Строить ЖСК здесь начал районный УКС, поскольку часть земель от улицы Бадака до Вильчковского принадлежала Барановичскому району. Позже здесь выросло еще несколько пятиэтажек – таким образом район выполнял сельскую программу жилищного строительства.

Вообще в Барановичах, и особенно в районе улицы Бадака, удивительным образом, можно сказать, переплелись районные и городские территории. Мы уже говорили о том, что деревня Хресты есть на карте 1912 года. А через километр­-другой от неё в 1913 году были построены первые дома №№ 2, 4, 8, 14 на улице Железнодорожной в городе. В них заселились работники железной дороги. И спустя сто лет в этих двухэтажках теплится жизнь.

В 1970–1990-­х годах рядом с этими старожилами Барановичей в начале улицы Колхозной выросло несколько пятиэтажных и девятиэтажных жилых домов. И на этом многоквартирная застройка данного района прекратилась. Большая часть территории отведена под жилье усадебного типа.

Солидный земельный участок по Слонимскому шоссе от перекрестка с улицей Бадака до обувной фабрики изначально был сформирован для многоквартирных домов и общежитий, которые предназначались для работников нового мясокомбината, обувной фабрики. На этой территории были запроектированы и магазин, и объект общественного питания.

Однако позже, когда перспектива у предприятий не появилась, город планы скорректировал. И место зарезервировали также под индивидуальную застройку – в то время спрос на земельные участки под строительство домов усадебного типа в городе был ажиотажный. Почти 60 земельных участков, которые запроектировали специалисты филиала «Брестпроект», очередники разобрали буквально за два­-три месяца. Первые участки площадью 10 соток по Слонимскому шоссе начали предоставлять четыре года назад. А сегодня здесь есть уже готовые дома.

IMG_4559В западном направлении у Барановичей имеется еще один резерв для развития индивидуальной застройки. Проектировщикам «БелНИИП градостроительства» город заказал разработку детального плана застройки домами усадебного типа большой территории района Боровцы–Звездная от улицы Вильчковского до Слонимского шоссе.

Таким образом намечена еще одна перспектива развития Барановичей в западном направлении, как и было предусмотрено генеральным планом развития города.

(Продолжение следует)

Светлана ГИЛЬ, фото Бориса НОВОГРАНА



  • Мы в социальных сетях: