Наверх

Чего хотят барановичские 40-летние мужчины

04.03.2020 2159 Наш край
Лариса Перехрест знакомится с соискателем рабочего места на заводе

19 февраля. Управление по труду, занятости и социальной защите горисполкома. Ярмарка вакансий. На этот раз покупателем рабочей силы является станкостроительный завод «АТЛАНТ». Представители предприятия пришли на ярмарку с большой надеждой на то, что сумеют набрать специалистов, в которых так нуждается сегодня производство.

– Мы готовы принять специалистов рабочих профессий,  –  говорит Лариса Перехрест, начальник отдела персонала станкостроительного завода. – На литейное производство приглашаем формовщика машинной формовки, стерженщика машинной формовки, наждачника, хорошо бы найти монтажника сантехнических систем и оборудования, станочников широкого профиля, кузнеца-штамповщика, кузнеца на молотах и прессах, чистильщика металла. Можем и обучить человека, если у него нет специальности. Главное здесь – желание самого безработного  трудоустроиться.  Ощущая нехватку рабочих кадров, дали заявки в университеты республики, в том числе в БарГУ, приглашаем на практику и распределение молодых специалистов. Однако на практику пришли только двое из пяти ожидаемых…

Пока мы беседовали с Ларисой Владимировной, в фойе управления начали собираться первые претенденты на получение рабочего места на заводе. Мужчинам на вид лет 40, одеты-обуты хорошо, аккуратно. Один из них, Игорь,  охотно разговорился:

– Я по профессии каменщик. Но не прохожу медкомиссию по зрению. Пытался устроиться на работу по другим специальностям, три месяца трудился на частном предприятии, уволился. Хочу работать на государственном. Мне 42 года, но я готов пойти учеником, чтобы получить новую специальность. 

Обстоятельно разговаривали с мужчиной представители кадровой службы завода. После обсуждения разных вариантов Лариса Перехрест записала данные Игоря в журнал. Мужчина пообещал прийти на завод трудоустраиваться.

– О, прочитав ваш гроссбух, я сомневаюсь, что вы хотите работать, – отреагировала начальник отдела персонала завода на трудовую книжку следующего соискателя.

– Хочу, очень хочу! – эмоционально высказался мужчина.

– Но у вас с 2012 года нет официальных записей, вы нигде не были официально оформлены, – аргументирует Лариса Владимировна.

Собеседник настаивает:

– Так работу не мог найти.

– Как не могли, если на рынке столько вакансий?!

– Хочу работать на вашем заводе…

Очередной аккуратный мужчина сразу объясняет причину своего обращения:

– Состою на учете безработных. Нечем выплачивать алименты, долг растет.

– Так вы только для этого хотите трудоустроиться на завод?

– И работа нужна.

– А почему вас увольняли с предыдущего места работы за прогулы? – внимательно просмотрев трудовую книжку, интересуется Лариса Перехрест.

– Так я на Парковой на учете состою.

– Парковая – это что? – недоумевает представитель нанимателя.

– Наркология… Но я уже год не пью, меня через два месяца снимут с учета, так сказали.

– Поймите, мы временщиков на предприятие не берем, – деликатно отвечает Лариса Владимировна. –  Литейное производство работает в трехсменном режиме, там нелегко, поэтому выбираем только из тех, кто хочет трудиться и нужен производству.

– Я готов пойти учеником.

– Понятно, – и начальник отдела персонала завода делает пометку в журнале.

– Я стропальщик, могу работать и сварщиком, и штукатуром-маляром, – протягивает целую кипу документов еще один претендент. 

– А удостоверения машиниста крана у вас нет?

– Нет. Но я всё умею после семи лет работы в России и Минске. Просто надоело мотаться, родители здесь стали болеть, надо за ними ухаживать.

– Беда в том, – комментирует Лариса Перехрест, – что те, кто попробовал Россию, не хотят на производстве работать. А у нас строго: электронная проходная и никаких пьянок. У вас, смотрю, запись в книжке про распитие спиртного на рабочем месте.

– Так это случайно вышло. Уже после смены товарищ проставился за день рождения. А работы я не боюсь, знаю, что такое литейка, не привыкать и к таким условиям.

– Что ж, приходите, попробуем.

На ярмарку вакансий заглянул и 61-летний пенсионер.

Бодрый, здоровый, еще бы работать и работать…

– Так вышло, – говорит Николай Иванович. – Нашла коса на камень с руководителем, и я уволился, хотя был начальником цеха. А сейчас дома скучно сидеть. Уже был на всех городских заводах; говорят, взяли бы охотно инженером-технологом, да возраст помехой является. Чуть бы помоложе… Идти грузчиком не хочу. Вот такая история…

История грустная. Потому как у мужчины в силах и с желанием работать (пусть даже он пенсионного возраста) трудоустроиться не получается, а те, кто реально мог бы влиться в рабочую семью, не очень-то спешат это сделать. Чаще всего препятствием становится неблагополучная житейская  ситуация.

– Заинтересовались нашим предложением человек 13, – подытожила результаты ярмарки вакансий Лариса Перехрест, – но среди этих 13 работоспособных  молодых мужчин не оказалось ни одного специалиста, в которых нуждается завод. Кто-то имеет навыки, но нет подтверждения им документально. И даже в этой ситуации мы готовы людей учить. Пожелали трудоустроиться шестеро из всего списка. Первым пришел самый первый претендент (тот самый Игорь), с которым вы разговаривали. Видно, что человек серьезный и настроен работать на заводе. Впрочем, все шестеро мужчин приняты на завод.

Вернусь к ярмарке вакансий. Она длилась два часа. За это время мимо столика, за которым сидели представители кадровой службы завода, прошло немало мужчин трудоспособного возраста. Они двигались дальше, к информационному стенду  с вакансиями. Минут через 10 безработные возвращались, и, судя по разочарованным взглядам, безрезультатно.

– Между тем сегодня в базе данных нашего управления имеется 1 745 вакансий, из них 1 192 – для рабочих, – замечает Ирина Лис, начальник отдела трудоустройства и содействия занятости. – Мне кажется, из этого списка  можно выбрать подходящую для каждого. Если раньше многих безработных не устраивал предлагаемый уровень заработной платы, то теперь ситуация поменялась. Кто хочет заработать – заработает и в Барановичах.

Листаем и мы базу данных. В словах Ирины Анатольевны есть резон.  Например, разбежка по доходу водителя от 375 до 2 000 рублей. Каменщики могут заработать 500 рублей, а могут – и 2 000. Наниматели нуждаются в операторах станков с программным управлением и предлагают заработок от 510 до 1 200 рублей. При этом подчеркивается, что это сдельная оплата труда: при желании и старании человеку подвластна планка гораздо более высокая в оценке его труда.

Объективности  ради надо сказать, что рынок труда в феврале несколько оживился. Незанятые в экономике горожане, видимо, отдохнули за новогодние каникулы и решили искать место работы. На 1 февраля уровень безработицы в городе составил 0,2%. На учете безработных состоит 175 человек. Это значит, на каждого не имеющего работы жителя Барановичей приходится 10 вакансий! Вот это предложение!

bezrabotnye.JPG

Самыми востребованными на рынке труда являются медсестры. В базе данных аж 143 такие вакансии. Не менее остро Барановичский регион нуждается в специалистах-врачах (113 вакансий). Своеобразную тройку лидеров дефицитных профессий замыкают водители автомобилей (наниматели предлагают 54 свободных места).

Если список продолжать, то можно найти вакансии по любой специальности. Ведь прожить на пособие в 25 рублей 54 копейки (за январь) невозможно. Кроме того, на учете безработных можно состоять максимум 18 месяцев. Практика показывает, что больше года такой статус имеют в основном горожане, которые не могут пройти медицинскую комиссию по состоянию здоровья. Они ограничены в своих возможностях по допуску к той или иной профессии.

А что касается здоровых людей в трудоспособном возрасте, то вся сложность ситуации в том, что нынешние безработные, как правило, не имеют высокой квалификации. Специалисты управления по труду, занятости и социальной защите составили портрет среднестатистического безработного начала 2020 года. Он получился таким: это мужчина 40 лет, имеющий базовое или среднее образование.

– 21% безработных имеют длительный перерыв в работе, 6% уволены за нарушения трудовой, воинской, служебной дисциплины, – дополняет картину Ирина Лис. – И даже при таких препятствиях мы можем человека трудоустроить, было бы его желание.

Ирина Анатольевна привела свежий пример. В комиссию горисполкома по оказанию содействия лицам, освободившимся из мест лишения свободы, пришел со своей бедой бывший заключенный. Очень хотел начать новую жизнь, устроиться на работу. Рассказал свою историю: за решетку он отправлялся восемь раз, последние 10 лет отсидел за грабеж.  Вдобавок оказалось, что мужчина – бомж из города Речицы. При содействии комиссии человеку сделали все документы, он был трудоустроен. Сейчас работает.

Так что не всё так безнадежно, как иногда представляется.

Светлана ГИЛЬ




  • Мы в социальных сетях: