Аркадий Львович Поздняков отработал в юридической консультации полвека. И сегодня он – частый гость у своих коллег. Делится опытом, дает полезные советы. И они не забывают уважаемого человека, приглашают на все мероприятия, с удовольствием слушают увлекательные истории из его практики. Одну из них Аркадий Львович рассказал и «Нашему краю».
– Какое бы преступление не совершил человек, закон обязывает суд рассматривать дело только с участием адвоката. А я – адвокат с первых послевоенных лет. Вот мне и поручили защищать Семена Ц. Ему вменяли в вину изнасилование и покушение на убийство (у Ц. изъяли револьвер). Изнасилование он не отрицал, а вот с обвинением в покушении на убийство был категорически не согласен.
– А зачем брали с собой огнестрельное оружие? – спрашивал судья.
– Чтоб пугнуть. Ведь знали же мы, что револьвер старый, заржавелый, из него не выстрелишь, – отвечал Семен Ц.
Рассматривать дело приехал из Бреста сам председатель областного суда Анатолий Знаешев.
Гособвинитель просил суд признать моего подзащитного виновным в покушении на убийство и приговорить к смертной казни.
В своей речи я доказывал, что покушения на убийство не было. В материалах этого многотомного дела имелась справка эксперта о том, что револьвер, изъятый у подзащитного, был непригоден к стрельбе. Я просил не приговаривать Ц. к смертной казни.
Как только суд удалился в совещательную комнату, ко мне подошел прокурор и стал возмущаться: «Как можно просить оправдать такого бандита!» Пригрозил написать обо мне в ЦК КПБ.
Часа через четыре суд объявил приговор: обвинение в покушении на убийство не доказано, по этой статье Семен Ц. оправдан. А за изнасилование приговорил к смертной казни.
С жалобами я отправился в Москву к Генеральному прокурору СССР. Внимательно изучив мои доводы, в Москве решили, что я прав, и расстрел моему подзащитному заменили на 15 лет лишения свободы.
…Долго сомневался, стоит ли рассказывать об этом, ведь все это – дела давно минувших дней. Однако после публикации в «Нашем крае» статьи «По следам «черных масок» о деле, заинтересовавшем создателей документального цикла «Следствие вели…», подумал, что и эта история может быть интересна.