Уже за одно то, что стараниями Валентины Шаровой Барановичи громко заявили о себе в далеком Нью-Йорке, ее портрет достоин занять почетное место в галерее прекрасной половины нашего города.
Мои земляки, уверен, найдут еще не один повод сказать об одном из самых успешных директоров комбината пищевых продуктов доброе слово.
При ней первым в Советском Союзе комбинат начал разливать артезианскую воду, открыл в городе первый фирменный магазин, кафе… Говорят, времена не выбирают. Валентине Марковне выпало руководить в непростые для экономики годы, 1990-е. И в это трудное время она не только сохранила предприятие, но и приумножила его славу. Хотя тот, кто думает, что до перестройки в уютном директорском кресле можно было дремать, понятия не имеет, о чем мы вам собираемся рассказать.
…Перенесемся в далекий 1971 год. Вот Валентина Шарова спешит на работу: из центра города к хлопчатобумажному объединению. Под сердцем у нее – малыш, поэтому добирается она пешком. В переполненном автобусе ехать не хочется, да и переезд, случается, перекрывают: вдруг придется долго ждать? Будущей маме приходит мысль сменить работу на ту, что поближе к дому. Она оставляет должность экономиста и начинает на виноконсервном комбинате всё с нуля – становится рядовым контролером. А спустя 11 лет, прошагав многие ступеньки служебной лестницы, – директором.
Ей, женщине, пришлось этот комбинат объединять. По одной из реформ, советское министерство разделили пополам, а вместе с ним – и коллектив. Разделить всегда проще. А склеить разбитую чашку? Валентине Марковне приходилось беседовать чуть ли не с каждым работником по отдельности, убеждать. Ссоры бывают и в семье, а что такое два коллектива, почувствовавших себя за годы работы по отдельности независимыми царствами? Без периода притирки характерами не обошлось. Консервщики жаловались на виноделов, и наоборот. Но стиль руководства, позаимствованный у Георгия Цапаева и предшественника Константина Китова:
требовательный и в то же время спокойный – помог Валентине Шаровой объединить два противоборствующих лагеря в единую команду.
Горбачевская антиалкогольная кампания приготовила новый «сюрприз». Валентину Шарову вызвали в обком партии и приказали: всё вино – утилизировать! Возражения принимать чиновник не собирался. А у директора – 600 тонн напитков, это же людской труд и огромные деньги! Тем не менее по дороге в Барановичи у Валентины Марковны уже созрел план. Захватила с собой образцы и помчалась обратно на вокзал, оттуда – в Москву, в НИИ пищевой промышленности. В институте Валентине Шаровой помогли разработать рецепты, по которым из барановичских вин получились замечательные коктейли.
Этот незаурядный эпизод описан в книге «Академики Брестчины». Да, Валентина Шарова – академик Белорусской инженерной академии. Она, будучи уже начальником отдела снабжения и сбыта, окончила Московский институт пищевой промышленности, причем экзамены за последние два курса сдала экстерном: дома ждали маленькие дети, да и накладно было ездить в Москву на сессии. Выучилась не только сама – выучила многих работников своего комбината. И не своего! Легко поступить в престижный Московский институт им помогали организованные Валентиной Шаровой в городе курсы подготовки.
Горбачевская кампания научила быть гибкой. Нельзя производить вино – будем производить мармелад, клюкву в шоколаде, сладкие «морские камушки», лимонады. А может быть, даже кофе?
В Барановичах, которые кофейных плантаций пока еще не видели даже в бразильских сериалах, Валентина Шарова уже мечтала создать кофейный цех.
К тому моменту Валентина Марковна построила цех по производству концентрированного яблочного сока. За его качество она удостоится приза «Золотая Америка». Но будет это не скоро – в памятном 1999 году.
А пока, в 1987-м, прорывом была даже одна из первых в республике итальянская линия: в Вольно на ней перерабатывали до 400 тонн яблочек в сутки! За оборудование рассчитались белорусским яблочным соком – он за границей в цене.
Обзавестись чем-то вроде этой итальянской линии пришла мысль во время одной из поездок в Польшу.
– Представители делегации от нашего комбината тогда вернулись домой с горящими глазами. А потом мне подумалось: «Почему только мы должны у кого-то учиться? Сделаем так, чтобы поучились у нас!»
– Все цистерны-красавицы качественные, в «рубашках», благодаря которым сок сохраняется и в зимнюю стужу, и в летний зной. Береги их, и сносу им не будет, – с душой, как о своем «ребенке», говорит о производстве Валентина Шарова. Теплей она говорит только о людях.
– В каждом человеке стараюсь найти что-то хорошее: у кого глаза красивые, у кого – выразительные черты лица. Не говоря уже о чертах характера.
В сложные 1990-ые годы Валентина Шарова не сократила ни одного работника. За всё время директорства она, руководитель огромного предприятия, не уволила и грузчика, предварительно с ним не побеседовав. Причем в диалоге, говорит она, как правило, всегда находился какой-то другой выход.
За счет выручки от продажи настоек, ликеров строился кофейный цех, и вдруг комбинат решили обложить дополнительным налогом с оборота. Валентина Шарова не побоялась возразить и доказывать свою правоту отправилась в Москву, к министру финансов СССР Валентину Павлову. Тот поручил своему заму дать ответ: разрешить использовать сверхплановый налог с оборота на строительство нового цеха. Чиновник оказался родом из Беларуси, но, как вы понимаете, не землячество стало залогом положительного решения вопроса, а настойчивость и принципиальность Валентины Марковны.
СССР только выделил часть суммы на строительство кофейного цеха, как вдруг «великого и могучего» не стало. Что дальше? Неизвестность. Другой на месте Валентины Шаровой опустил бы руки и стал бы искать себе оправдания, а она, женщина, не отступила и шла к своей цели долгие 13 лет. Стучалась в двери высоких кабинетов, и ей открыли.
Вы думаете, легко сделать людей счастливыми? Если вы задумали искренне принести им пользу, будьте готовы… так скажем, не к самой восторженной реакции. Сколько «подколок» и снизу, и сверху пришлось снести этой женщине, прежде чем у нее всё получилось! Те, кто наблюдал за развитием событий со стороны, посмеивались, а она верила: однажды в Барановичах будет свой кофе! И продолжала работать.
Представьте себе, что одновременно с кофейным цехом женщина-руководитель строила и жилье для работников комбината.
– Была у нас на территории комбината сараюшка – так я и ее сносить не хотела. Долго колебалась. Вдруг под какой насос крыша сгодится? А вот строить – это по мне, это я люблю.
В городе был «живописный» уголок, названный аборигенами почему-то Шанхаем. Бараки, никаких удобств. На улице Тельмана комбинат пищевых продуктов построил для своих работников светлые квартиры, но переезжать в них обитатели Шанхая не спешили: привычка есть привычка.
– У них хозяйство, курочки возле барака бегают, а тут я – чуть ли не выселять их собираюсь, лишать нажитого непосильным трудом – так, видимо, представлялось людям, – улыбается Валентина Шарова. – Сопротивление продолжалось до тех пор, пока они не переступили порог своих новых уютных квартир.
Еще один миг победы Валентины Шаровой запечатлен на видеокассете. 15 лет назад, 28 декабря, состоялся торжественный пуск кофейного производства. На экране – Петр Прокопович, в ту пору глава Национального банка, министр финансов Николай Корбут. Рядом с ними – Валентина Марковна, торжественная, нарядная, будто королева. Королева?
– Я никогда не боялась, что с моей головы упадет корона, – говорит она в другом телеинтервью.
Если бы вы не прочитали этих строк, никогда не догадались бы, как нелегко носить было эту корону… Мои знакомые рассказали: когда случался неурожайный на яблоки год, Валентина Шарова, Заслуженный работник пищевой промышленности Республики Беларусь, садилась в свою служебную «Волгу» – и отправлялась сама искать сырье по деревням и весям. На международных выставках наш комбинат ее стараниями тоже был в софитах славы – продукция завоевывала одну медаль за другой.
Теперь понятно, в кого пошла характером маленькая внучка Валентины Марковны Александра. В воскресенье она настаивала, чтобы ее вели в детский сад. Старшая внучка Ксения оканчивает работу над кандидатской диссертацией – тяга к науке тоже от бабушки.
7 января комбинат пищевых продуктов праздновал свой День рождения. Валентина Шарова в эти волшебные рождественские дни обращается к ветеранам, с кем довелось ей работать, ко всему коллективу – с пожеланиями здоровья.
– Комбинату не однажды приходилось преодолевать трудности. Уверена, что и нынешние коллектив переживет. Пусть стратегия нынешнего руководителя Игоря Талашкевича, на которого я возлагаю большие надежды, станет живым делом и новые успехи комбината порадуют вас, мои коллеги, как радовали они нас.
И сегодня Валентина Шарова всей душой переживает за предприятие, в которое вложила столько здоровья и сил, особенно за будущее Вольнянского участка, который, уверена Валентина Марковна, нужен не только работникам, но и жителям окрестных деревень. Он дает возможность сельчанину сдать лишний ящик яблок, подзаработать.
Напомню, свой пост Валентина Марковна оставила в 2005 году. Годом раньше «Вечерний Минск» с восторгом писал о барановичском кофе. В столице, что там – даже в далекой Мексике наш кофейный напиток стал сенсацией – традиционный и из ячменя, из цикория, с полезной добавкой, эхинацеей, которая считается чуть ли не панацеей от всех болезней.
Еще три года Валентина Шарова работала заместителем директора по строительству. За это время она возвела новый соковый цех. Это пятая стройка в ее жизни. Не считая еще одной, пинской. В свое время тамошний винзавод был присоединен к Барановичскому комбинату пищевых продуктов, и Валентина Шарова не просто семь лет управляла предприятием за 200 километров – перестроила его в фабрику кондитерских изделий.
Пусть пребудут с такими мечтателями-романтиками-созидателями, как Валентина Шарова, удача и вера в свои силы.