Наверх

Болевые точки «коммуналки»

13.09.2013 258 Наш край

В течение 2012–2013 годов сотрудники областного Комитета госконтроля провели ряд контрольно-аналитических мероприятий в отношении организаций жилищно-коммунального хозяйства Брестчины. 

По результатам проделанной работы напрашивается вывод, что деятельность отдельных предприятий ЖКХ недостаточно эффективна по многим причинам. Здесь, как правило, допускаются нарушения законодательства и недоработки, негативно влияющие на уровень социально-экономического развития отрасли. Крайне слабо используются значительные резервы снижения себестоимости  услуг за счет снижения потерь, устранения неучтенного и неэффективного использования ресурсов, оптимизации существующей структуры управления, норм, нормативов и затрат рабочего времени, своевременного внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Все это не могло не отразиться и на общем показателе отрасли. В первом полугодии текущего года предприятиями ЖКХ области не выполнено 3 из 8 доведенных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь показателей прогноза социально-экономического развития. Снижение удельных норм расхода электроэнергии на подъем и подачу воды при годовом прогнозе 3,0% составило 1,2% (40%), замена тепловых сетей –  124 км и 36,5 км (29,4%) соответственно,  капитальный ремонт жилфонда – 150 тыс.кв.м. и 55,7 тыс.кв.м. (37,1%).

Кроме того, вскрыты факты создания видимости выполнения  доведенных показателей, не изжиты факты искажения и приписок. Так, в ходе проверки Ляховичского ЖКХ установлено, что фактический показатель по энергосбережению за 2012 год здесь составил «минус» 4,3% (при прогнозе «минус» 6,0%),  а по официальным данным предприятия он составлял «минус» 6,1%, что позволило работникам получить премии, причинив предприятию вред на сумму 41,5 миллиона рублей.

Реализация отдельных меро­приятий по внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий, запланированных Программами по энергосбережению, осуществлялись с нарушением установленных сроков. Что, в свою очередь, не позволило достигнуть заявленного экономического эффекта. (На финансирование указанных мероприятий направлялись преимущественно бюджетные средства).

Вместе с тем, внедрение котельных на местных видах топлива не всегда приводит к снижению себестоимости выпускаемой энергии. Например, в КУМПП ЖКХ «Ляховичское ЖКХ» в прошлом году себестоимость производства 1 Гкал тепловой энергии, выработанной на щепе, оказалась на 14,0% выше, чем при использовании природного газа.

В ходе проверки также установлено, что отдельные предприятия допускают серьезные просчеты при планировании и реализации инвестиционных энергоэффективных проектов, что приводит к финансовой несостоятельности (банкротству).

Практикуемая система ценообразования, основанная на затратных принципах формирования тарифов, бюджетного финансирования, не побуждает предприятия отрасли к снижению себестоимости предоставляемых услуг, соблюдению режима экономии, что ведет к неравномерной нагрузке на местные бюджеты, различиям в уровнях покрытия затрат.

Кроме того, имели место и грубые нарушения порядка формирования себестоимости, повлекшие необоснованные выплаты из бюджета субсидий на возмещение части понесенных затрат. Так, незаконно получено из районного бюджета субсидий КУМПП ЖКХ «Брестское ЖКХ» в 2011 году на сумму 591,2 миллиона рублей. Предотвращено в 2010–2013 годах необоснованное получение Ляховичским ЖКХ денежных средств на сумму 112,3 миллиона рублей.

Выявлены факты, имеющие признаки состава преступлений, повлекшие причинение вреда государственному имуществу. Вскрыты серьезные нарушения при проведении капитального ремонта жилищного фонда – темпы его проведения не позволяют обеспечивать содержание жилищного фонда в надлежащем состоянии.

Проверки показали, что требует дальнейшего совершенствования и структура управления жилищно-коммунальным хозяйством, система нормирования и оплаты труда.

Анализ численности работников организаций жилищно-коммунального хозяйства свидетельствует, что их фактическое наличие в целом ниже нормативного уровня, а в отдельных случаях значительно.

Выявленные недостатки рассмотрены и проанализированы на коллегии Комитета. Органам исполнительной власти внесены конкретные предложения по совершенствованию деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства области, в т.ч. оптимизации структуры.

Брестскому областному управлению по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов предписано обеспечить контроль за выходом введенных энергетических объектов на запланированные экономические показатели, а также эффективное использование средств, направляемых на реализацию программ по энергосбережению.



  • Мы в социальных сетях: