Наверх

Безбарьерные знания

02.11.2013 290 Наш край

Барановичский государственный университет представил итоги своего инновационного проекта широкому кругу специалистов. 

На круглый стол, посвященный инклюзивному образованию, пригласили представителей школ города и района, университетов Беларуси, общественных организаций.

– Инклюзивное образование начинается там, где имеются пространственные ресурсы, – начала диалог Вера Хитрюк, руководитель Ресурсного центра инклюзивного образования БарГУ. – Наш университет новый, молодой. Мы имеем завидные возможности в создании материальной базы. И руководствуемся при этом идеей безбарьерной среды.

Чтобы продемонстрировать сказанное воочию, декан факультета педагогики и психологии Зоя Козлова провела экскурсию по новым корпусам БарГУ на Парковой.

Гости заглянули в университетскую библиотеку, состоящую из нескольких масштабных отделов: абонемент, отдел новых поступлений, читальный зал. Кстати, получить читательский билет здесь могут не только студенты, но и жители города и района. Довольно широкие коридоры и дверные проемы действительно не стесняют движений. Однако председатель правления Белорусского общества инвалидов Владимир Потапенко заметил, что хорошо бы сгладить пороги.

– На сегодня безбарьерно можно перемещаться по первому и второму этажу, – говорит об архитектурных особенностях учебных корпусов Зоя Козлова. – До четвертого этажа можно добраться на лифте, но пока верхние этажи малодоступны для студентов с особенностями передвижения.

А такие ребята в БарГУ есть. Например, недавно диплом университета получила девушка с протезированными ногами. И если в стенах альма-матер ей было комфортно учиться, то подобрать для молодого педагога такое же место работы оказалось сложно. Руководство БарГУ долго подыскивало для выпускницы подходящую точку распределения. В итоге, казалось бы, нужный адрес нашли. Но из-за ненадлежащих санитарных условий (удобства в найденной школе-интернате были на улице) девушке пришлось отказаться от вакансии.

Для другой студентки-заочницы, поступившей на факультет педагогики и психологии в этом году, в вузе составляли особое расписание: почти все занятия ее группы во время сессии проходили только на первом этаже корпуса.

Подключились к диалогу и представители школ. Например, в СШ № 15 сейчас работают девять специальных классов для детей с особенностями психофизического развития. Коррекционные класс и группа есть в Мирновской детсад-СШ. В новой школе по принципу безбарьерности выстроен первый этаж, заметил ее директор Алексей Жданович, однако на второй этаж он не распространяется, что тоже проблема.

О начинаниях университета в области инклюзивного образования рассказала проректор по научной работе Алла Никишова:

– БарГУ оказывает поддержку каждому интересному и перспективному проекту. В 2008-м университет впервые поднял вопрос о готовности педагогов к условиям интегрированного обучения и воспитания. И сейчас на многих специальностях ФПП преподается дисциплина «Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития».

Министерство образования РБ одобрило издание вузом учебника «Основы дефектологии» кандидата педагогических наук, доцента Веры Хитрюк. БарГУ проводит глубокие исследования проблемного поля инклюзивного образования в разрезе психологии и педагогики. В университете создан банк данных «особых» студентов. За процессом их обучения следит социально-психологическая служба вуза. Воспитатели общежитий и кураторы студенческих групп обязательно проходят тренинг «Толерантный педагог». А студенты, вместе с которыми занимаются ребята с особенностями психофизического развития, участвуют в обучающих семинарах по формированию сплоченного коллектива. В скором времени в расписании будущих педагогов появится предмет «Основы инклюзивного образования». Программа по нему уже разработана, утверждена и внесена в учебные планы.

Сейчас в БарГУ учатся три студента-колясочника. Вчерашние школьники, получившие среднее образование на дому, интересуются в первую очередь дистанционной и заочной формами обучения. Однако вуз готов принять их и на дневное отделение.

– Попытка внедрить новшество в систему образования без его предварительного научного обоснования может закончиться дискредитацией идеи , – считает Вера Хитрюк. – Однако научные исследования в педагогике не могут носить исключительно теоретический характер.

Поэтому проект «Инклюзивному образованию – инклюзивного педагога» содержал практическую часть – тренинг по организации информационных кампаний. 20 страшекурсниц участвовали в разработке информлистков, которые они затем распространяли в образовательных учреждениях города и района, в родительской и студенческой среде. Что такое инклюзивное образование, в чем его преимущества, каковы его риски – эти и другие вопросы разъясняли создатели листков. Оказалось, что реальная работа в разы сложнее выполнения тренинговых упражнений.

– Дискриминационные явления в образовании имеют место чаще, чем хотелось бы. И некоторые модели поведения, иначе – дискриминации, уже стали нормой, – высказывает актуальность внедрения инклюзии Вера Хитрюк. – Более того, студенты основных педагогических специальностей о специальном образовании знают понаслышке. Поэтому в рамках нашего проекта мы говорили о том, что каждый педагог должен предполагать, что в его практике ему могут встретиться дети с особенностями психофизического развития.

С этих позиций научная лаборатория социологических и педагогических исследований БарГУ опросила 131 руководителя образовательных учреждений Барановичей и района. Все респонденты имеют достаточный педагогический стаж, поэтому отвечали на вопросы анкеты, руководствуясь примерами из своей практики.

– Основная идея инклюзивного образования – обеспечить равные условия для всех, – рассказала заведующая лабораторией Елена Пономарева, кандидат педагогических наук. – Мы опросили коллег, чтобы увидеть, над чем нам необходимо работать.

Анкета состояла из трех блоков: что будущий инклюзивный педагог должен знать, что он должен уметь и какими личностными качествами должен обладать. Результаты показали различие во мнениях педагогов дошкольного и общего среднего образования. Также оказалось, что участники опроса на первое место ставят знания о сущности инклюзии, отодвигая ее ценность и преимущества на второй план. Между тем, педагог будущего – это педагог с инклюзивным мышлением, способный доказать перспективы этого направления родителям и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями.

Некоторые анкеты и вовсе оказались без ответа, что свидетельствует о новизне поднятой темы для тех, в чью компетенцию она входит априори. Круглый стол в БарГУ – ещё одна ступенька к пониманию этого момента. Инклюзия – образовательный подход будущего. И пока на своем пути она встречает как физические, так и психологические барьеры.



  • Мы в социальных сетях: