Как школе заработать деньги? Заменит ли привычную школьную доску мультиборд? Как дети из соседней страны отправили к нам в командировку Покатигорошка?
Много интересного узнал директорский корпус сферы образования города на семинаре, который состоялся в гимназии № 1.
ИНВЕСТИЦИИ В ИНТЕЛЛЕКТ
Свои первые рубли гимназия заработала еще в начале коммерческих 1990-х – с помощью бассейна. А вот делать деньги на образовательных услугах долго не решалась. Подтолкнули к этому очередные реформы-эксперименты в сфере: в 2008 году пришлось отказаться от профильного обучения и изучения иностранного языка с первого класса.
Директор гимназии № 1 Николай Ширко, сам учитель иностранного, понимал, что определенная часть детей – будущие программисты, языковеды, дипломаты – многое потеряет без возможности раннего обучения английскому языку, который, как и русский, де-факто приобрел статус международного. И посчитал своим долгом эту возможность обеспечить.
– Нам пришлось преодолеть психологический барьер, чтобы брать с родителей учеников плату, – признается Николай Ширко. – Поэтому решили, что платить родители будут только за первый урок, а второй мы оплатим сами.
Спустя несколько лет педагоги предложили новую услугу – подготовку четвероклассников к поступлению в гимназию.
Родители, оценившие по достоинству качество услуг, побудили к тому, чтобы при гимназии появилась в нынешнем учебном году и школа раннего развития «Росток». Инвестировать в интеллектуальное развитие своего ребенка становится модно.
– Учителя работают в свое удовольствие и вполне могут получить прибавку к зарплате от 400 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч рублей, – заметил Николай Ширко.
– Как распоряжается гимназия доходами от платных услуг? – поинтересовалась начальник отдела образования, спорта и туризма горисполкома Елена Соловей.
За вырученные деньги гимназия оборудовала классы техникой (в 44 из 64 – компьютеры, телетехника), заменила линолеум, двери, в большинстве кабинетов установила жалюзи, недавно купила новый сервер для компьютерной сети.
– Репетиторство принижает статус школы, – считает директор гимназии № 1, отличник образования Республики Беларусь, заслуженный учитель Республики Беларусь, лауреат первого конкурса «Человек года» Брестской области в номинации «Образование». – А платные услуги, получи они распространение в школах города, могли бы решить проблему нелегальной деятельности.
Заметим, что гимназия, перед тем как ученик начнет посещать дополнительные уроки, заключает с родителями договор. Репетиторы же, нередко занимающиеся «подпольно», никакой гарантии, кроме
обещаний, не дают.
В гимназии № 1 педагоги не хуже подростков управляются с новейшими изобретениями человечества. Если еще не потеснила обычную доску, то уже заняла равноправное с ней место доска электронная – мультиборд. Напоминает по виду ЖК-телевизор с большой диагональю экрана, только вот дисплей у него, как у смартфона, сенсорный: чутко откликается на прикосновения руки.
Но любая компьютерная техника бесполезна без программной начинки. Таковой обеспечил белорусские школы проект effor.by. Эта образовательная платформа по сути – платные онлайн-курсы по различным предметам. Учитывая доступность цены (родители платят 40 тысяч за три месяца пользования ресурсом), ресурсом воспользовались уже многие учреждения образования города, особенно активно внедряет новинку в учебный процесс первая гимназия. Так что ребята с удовольствием несут в гимназию планшеты не для баловства, а для дела.
Как заметили сами разработчики продукта, которым они удивили даже пресыщенную Москву, задания не представляют собой олимпиадной сложности, главная их цель – выявить пробелы в знаниях, которые могут быть, к слову, и у победителей олимпиад.
Заняться поисками плюсов и минусов использования новых технологий в образовании в необычной форме предложила заместитель директора гимназии Светлана Лимошкина. Она попросила директорский корпус разбиться на группы и представить себя на месте учителей, родителей и даже учеников, как оптимистов, так и пессимистов. Что же вышло в итоге?
Учителя-оптимисты заметили, что проект учит школьников самостоятельности в постижении знаний, самоорганизованности, помогает ученику понять, что он знает, что нет. Для учителей «Эффор» хорош тем, что предоставляет готовый учебный материал, а если предложишь сайту свою разработку, есть возможность и подзаработать.
Коллеги, исполнявшие роль пессимистов, покритиковали проект за то, что некоторые задания содержат ошибки, к минусам отнесли и необходимость траты денег родителями (хотя проект-то коммерческий!).
– Компьютер наконец-то стал помощником и мотиватором к учебе! – жизнерадостно заявил представитель родителей-оптимистов. – Дети наконец-то вместо бесцельных игр будут больше времени посвящать учебе. К этому их стимулирует то, что они соревнуются, кто набрал больше эффориков («валюты», или, если хотите, очков, по которым определяется рейтинг ученика).
– Я могу проводить время в привычном мне онлайн-пространстве, при этом мама и папа нормально на это реагируют, не делают мне замечаний, ведь я могу в любой момент показать результаты, – поделился мнением такой же оптимист-«ребенок». – Время на уроках ограничено, я не всегда могу успеть всё понять, а здесь после уроков есть возможность продвигаться в постижении знаний в удобном для меня режиме. А если договориться с родителями, что один эффорик равен тысяче белорусских рублей, то можно и пополнить запас карманных денег.
– Хотелось бы просто ребенка от экрана компьютера оторвать и отправить гулять. Да еще деньги надо платить, – проворчали родители-пессимисты.
– Сорок тысяч – да за эти деньги сколько мороженого можно купить! – поддержал их недовольный «школьник». – Зрение и так садится.
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
У Людмилы Максимчик пятеро детей, трое из них – ученики гимназии № 1. В продемонстрированном на мультиборде видеообращении она отметила, что «гимназия учит детей учиться». С появлением в жизни учеников «Эффора» не надо столько времени сидеть над ребенком, пока он делает уроки.
– Алексей Гордиенков сейчас готовится к республиканскому этапу олимпиады по физике и вынужден пропускать некоторые занятия, – привела еще один пример из жизни заместитель директора. – Однако та же математика важна для него, поскольку в недалеком будущем выпускнику предстоит сдавать ЦТ по этому предмету. Учитель составил для Алексея, занявшего первые места на городском этапе олимпиады по физике, математике и информатике, индивидуальный план самостоятельной работы, которому он следует, пользуясь в подготовке и «Эффором».
Станут ли проекты вроде «Эффора» прототипом образования будущего или же останутся диковинкой для подобных семинаров? Ответ – в притче, которую рассказала Светлана Лимошкина, предложив каждому посадить к себе на ладонь маленькую декоративную бабочку.
Однажды к человеку, слывшему очень мудрым, пришел хитрец, который задумал во что бы то ни стало разуверить людей в его мудрости.
– Угадай, какая в моих ладонях бабочка: живая или мертвая? –задал он вопрос, а для себя решил: скажет «мертвая» – отпущу ее на волю, «живая» – раздавлю.
– Всё в твоих руках, – ответил мудрец.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗУБРЕНКА И ПОКАТИГОРОШКА
Можно, конечно, всю жизнь прожить, не показывая носа дальше школьного двора, но к чему это приведет? В стремительно меняющемся мире, чтобы не отстать от других, нужно уметь смотреть по сторонам не хуже Петра Первого.
Гимназия № 1 по праву гордится налаженными международными связями с 20 странами мира, включая Китай, Мексику, Аргентину. Добрые отношения связывают ее и с санкт-петербургской гимназией № 32 и с техническим лицеем города Салон де Прованс (Франция). Педагоги выезжают во Францию, Германию, Польшу, чтобы снять сливки с европейского опыта и преподнести их барановичским детям. Об этой работе рассказала участникам семинара заместитель директора Лариса Тарасюк.
На уроках английского языка гимназисты подписывают открытки ровесникам из других стран (в этом году им пришел ответ из Китая). Число Пи им не надо зубрить: когда сам поучаствовал в флеш-мобе к Международному дню этой математической величины (оказывается, есть и такой!), подержал в руках табличку с одной из цифр, отношение к этой далекой от жизни теме складывается совсем другое.
Другая страна – это и другая культура. Общаясь со сверстниками из-за рубежа, гимназисты учатся уважать чужие традиции и с достоинством представлять свои. В подарок ребятам из Мелитопольской школы они отправили хозяина Беловежской пущи – зубренка, правда, игрушечного. В ответ сверстники из соседней страны «делегировали» к нам героя украинских сказок – Покатигорошка.
О том, как зубренок путешествует по украинским семьям, появляется регулярный отчет в социальной сети, а Мелитопольская школа тем временем следит за приключениями Покатигорошка в Беларуси.
«Оказание платных образовательных услуг не может наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, которые учреждение образования обязано оказывать населению бесплатно», – гарантирует Положение о платных услугах, оказываемых гимназией № 1.
Оказание платных услуг регламентируется целым рядом нормативно-правовых документов: Кодексом Республики Беларусь об образовании, постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования» от 3.10.2002 г. № 1376, Положением о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования, утвержденным постановлением Министерств экономики и образования Республики Беларусь от 1.11.2002 г. № 242/48, и др.
Виталий ГЕРЦЕВ.
Фото автора и Бориса НОВОГРАНА.