Наверх

Барановичский музей железнодорожной техники пополнился 100-тонным экспонатом

14.09.2016 664 Наш край

nob_0956Сегодня в Барановичском музее железнодорожной техники, кстати первом в Беларуси, открытом 30 июля 1999 года, насчитывается около 90 экспонатов. Но такого, который появился в начале сентября текущего года, здесь еще не было.

С этой недели посетители музея смогут познакомиться с маневровым тепловозом ЧМЭ3, который был выпущен в 1974 году в Праге и до прошлого года, т.е. более сорока лет, работал на станциях Белорусской железной дороги.

Заметим, он являлся основным маневровым тепловозом такого типа на территории бывшего Советского Союза.

– Рабочий вес данного локомотива – 123 тонны, – рассказал директор музея железнодорожной техники Владимир Руцкий. – В локомотивном депо Барановичи его целый год готовили к экспонированию в музее: сняли двигатель, демонтировали различные узлы и агрегаты, которые могут пригодиться для ремонта подвижного состава, покрасили. Но и оставшиеся 90 тонн нового экс-поната нелегко было доставить в музей и установить на выставочной площадке. Доставляли тепловоз частями – отдельно колесные пары, отдельно кузов, задействовав для установки подъемный кран восстановительного поезда станции Барановичи.

Основу экспозиции музея составляют натуральные образцы железнодорожной техники, отреставрированные в организациях Барановичского отделения Белорусской железной дороги, где они эксплуатировались в разные годы: паровозы, тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны разных поколений.

Исключением является установленный у входа в музей макет паровоза серии «В» в половину его натуральной величины. Паровоз этой серии проследовал с первым поездом из Смоленска через Оршу, Минск, Барановичи до Бреста 29 ноября (по новому стилю) 1871 года по только что сданному в эксплуатацию участку Смоленск – Брест Московско-Брестской железной дороги. И на карте Российской империи появился новый населенный пункт – станция Барановичи, давшая жизнь городу, которому в этом году исполняется 145 лет.

В экспозиционных залах, расположенных в вагонах, представлены образцы личного инструмента, приборов и механизмов, которыми в прошлом пользовались железнодорожники. Диковинками сегодня смотрятся ручные рельсорезный и рельсосверлильный станки, путевая демонтажная техника, грузовые дрезины, шпалоподбивочная машина, различные устройства сигнализации и связи, в том числе действующий семафор, комплекс устройств водоснабжения с действующей водозаборной гидравлической колонкой для заправки паровозов водой…

Через исторические документы, фотоматериалы, натурные и объемные экспонаты, картины, железнодорожную форму и другие музейные экспонаты прослеживается прошлое, работа и быт железнодорожников, различные этапы становления и развития железнодорожного транспорта.

– На ближайшую перспективу планируется поступление в музей новых экспонатов, – поделился планами Владимир Руцкий. – Среди них – головной вагон электрички Р-1 и электровоз ВЛ-80. И каждый экспонат представляет несомненный интерес не только для профессионалов, но и для любителей истории.

С начала года Барановичский музей железнодорожной техники, который, можно сказать, стал визитной карточкой города, посетили около 10 тысяч человек. С экспозицией знакомились представители не только стран СНГ, но и Германии, Канады, Польши, Финляндии, Чехии и даже Австралии.

Михаил ШУБИЧ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.



  • Мы в социальных сетях: