О сообществе велосипедистов, совершающем каждую пятницу массовые велопробеги по улицам города и именуемом «Критической массой», слышало большинство жителей нашего города. Экологически чистый вид транспорта, здоровый образ жизни – все это здорово. Однако, как и в любом деле, есть свои «но».
– Это не велодвижение, а велоанархия, – с чувством рассказывал мне о своих впечатлениях знакомый, решивший присоединиться к пятничному велопробегу. – Велосипедистов собралось больше ста. Во время движения никто не соблюдает правила: то и дело колонна перекрывает движение автомобилей. Некоторые велосипедисты подрезают других, кто-то падает… И все это в темноте, без светоотражающих жилетов. Это же опасно!
Посмотреть, что из рассказанного правда, я решила своими глазами, а потому в очередную пятницу к назначенному времени (19.30) отправилась к месту сбора велосипедистов. Предварительно позвонила госавтоинспектору ОГАИ ГОВД Олегу Площенко. Заручилась его обещанием прислать экипаж дорожно-патрульной службы, чтобы помогли в случае необходимости.
…Короткий осенний день стремительно заканчивается. Однако и в сумерках различаю у входа в «Спорттовары» десяток-другой участников «Критической массы». Вот подъезжает очередной велосипедист. По возрасту он разительно отличается от большинства: это взрослый мужчина. Интересуюсь, что заставило его присоединиться к «Критической массе»?
– Моя собственная критическая масса, – улыбаясь, отвечает он. – Годы, лишний вес. На диване эти килограммы не сбросишь. Вот и решил прокатиться в колонне.
Здесь же стоит машина ГАИ. Велосипедисты с недоумением поглядывают на нее, некоторые после недолгих раздумий уезжают. Однако тех, кто подъезжает к месту сбора, все же значительно больше.
Беседую с инспекторами ГАИ. Они уверяют, что запрещать пробег или штрафовать участников не собираются. Главная цель – проверить соблюдение правил дорожного движения и сопроводить велосипедистов, чтобы никто не пострадал.
Мне эта мера кажется вполне разумной: к моменту выезда колонны на город опустилась полная темнота. Большинство собравшихся велосипедистов действительно не одеты в светоотражающие жилеты. Некоторые, с кем удалось пообщаться, впервые слышат о таком требовании ПДД и показывают светоотражающие нашивки на одежде: «Разве этого недостаточно?»
А вот участники автоклуба «StreetLine», познакомившиеся с «Критической массой», об этом требовании знают очень хорошо. Понимая, что подавляющее большинство участников велопробега – дети, сами не зарабатывающие, автолюбители закупили для них 25 жилетов (вещь далеко не дешевая). И тут же раздали. Практически неразличимая в темноте группа людей на глазах стала заметной.
Тем временем руководитель автоклуба «StreetLine» Вадим Кирикович и один из активных участников Алексей Шугаев беседуют с организаторами о безопасности. Они же предлагают свою помощь, благо опыт проведения официальных мероприятий у них немалый. Организаторы, представившиеся Андреем и Павлом, соглашаются и начинают строить колонну. Обращаясь к велосипедистам, они сообщают, что «покатушки» пройдут в сопровождении ГАИ, просят соблюдать правила. Тем, кому еще нет 14 лет, надо ехать по тротуару, а не по проезжей части.
Разглядывая велосипедистов, отмечаю, что некоторым не то что четырнадцати, но и двенадцати еще нет. Колонна меж тем формируется и готовится к отъезду. Впереди – наиболее опытные велосипедисты, в середине – помладше.
Автомобиль ГАИ включает проблесковые маячки, сирену и начинает движение колонны. Большинство участников велопробега в восторге от такого новшества, многие радостно приветствуют прохожих и автомобилистов веселыми криками. Люди, глядя на них, также улыбаются и машут руками.
По рассказам тех, кто отправился в той самой колонне, часть велосипедистов вскоре из нее выехала. Ехать в сопровождении машины ГАИ для них оказалось не «комильфо».
После «покатушек» спор разгорелся и в социальных сетях: сохранится ли дух «критической массы», если велопробеги будут проходить официально, с сопровождением Госавтоинспекции и соблюдением всех требований Правил дорожного движения? И хотя подавляющее большинство поддерживает идею навести порядок в «велоанархии», некоторые категорически против. О своем нежелании участвовать в новом формате пробегов уже заявила часть организаторов.
Другие же намерены продолжить реорганизацию, сохранив основную идею: «критическая масса» подразумевает встречу в одном месте значительного количества велосипедистов с последующим организованным движением по городу с целью популяризации велосипеда как экологически безопасного транспорта, пропаганды здорового образа жизни, борьбы за права велосипедистов на дороге. Об этом рассказали «Нашему краю» один из организаторов – Павел, с которым довелось познакомиться во время пробега, а также Алексей Шугаев, подключившийся к работе по обеспечению безопасности мероприятий.
– Мы полностью поддерживаем идею продвижения велосипеда как вида транспорта, однако забывать о безопасности нельзя, – считает Алексей. – Обращая внимание на проблемы велосипедистов, мы не можем в то же время сами создавать проблемы с безопасностью дорожного движения. Это недопустимо! А поэтому формат «критической массы» должен быть изменен.
Организаторы намерены запустить мероприятие в новом формате 1 ноября, в субботу. Начало запланировано на 15.00.
– «Критическая масса» как велодвижение будет жить и развиваться в нашем городе, – уверяет Алексей Шугаев. – А то, что произошла смена дня проведения – пятницы на субботу, о чем так много говорят в социальных сетях, совсем не важно. Важно сохранить дух и идею. И это мы намерены сделать. Все равно, народ будет собираться, кататься, только задача тех, кто берет на себя ответственность за организацию массовых покатух, добиться равенства: чтоб количество стартующих равнялось количеству приехавших к финишу.
Велосообщество интересуется…
Представители велосообщества обратились к «Нашему краю» с просьбой разъяснить Правила дорожного движения, касающиеся велосипедистов.
Вопросы мы адресовали госавтоинспектору ОГАИ ГОВД Олегу ПЛОЩЕНКО.
– Где в городе можно ехать на велосипеде, а где нельзя?
– Там, где разрешено движение автотранспорта, нет запрета на перемещение велосипедистов. Главное – соблюдать основные правила: велосипедист должен ехать не далее одного метра от края проезжей части. Велосипед в обязательном порядке должен быть оборудован фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного. Сам же велосипедист должен быть одет в светоотражающий жилет.
И еще: детям до 14 лет выезд на проезжую часть категорически запрещен.
– Можно ли на пешеходном переходе и светофоре велосипедисту ехать, а не вести велосипед? Если нет, то какое наказание будет за это нарушение?
– Пересекать проезжую часть улицы по регулируемому или нерегулируемому пешеходному переходу на велосипеде запрещено. В этих местах его нужно вести в руках. Кодексом об административных правонарушениях за подобное нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.
– Можно ли ездить «без рук», в наушниках? Что говорит об этом ПДД?
– Поскольку езда «без рук» может создать угрозу жизни или здоровью велосипедиста, а также иных участников дорожного движения, делать это на проезжей части запрещено. Хотите показать свое мастерство – показывайте в специально отведенных местах. Например, на открытой площадке у Ледового дворца, на стадионах.
Что же касается езды в наушниках, то Правилами дорожного движения это не регламентировано. Однако подумайте, как могут повлиять наушники на вашу способность следить за дорогой и другими транспортными средствами.
– Обязательно ли оборудовать велосипед зеркалом заднего вида?
– Такого требования в Правилах дорожного движения нет.
– Появится ли в городе велодорожка?
– В настоящий момент велодорожка оборудуется в парке отдыха у Жлобинского озера.