В дневнике выпускника средней школы № 9 Евгения Чеботаря – сплошные десятки. Может, кто-то из ровесников подумает, что это просто «подарок» природы, наделившей Евгения всем и сразу, или везение, но сам отличник точно знает, что успех не падает с небес, дается самодисциплиной и большим трудом.
Хотел бы пообщаться с Достоевским
Евгений Чеботарь с детства увлекался чтением исторических энциклопедий. Уровень познаний пятиклассника впечатлил учителя. Уже тогда Евгений опередил всех школьников на городской олимпиаде по истории. Потом были призовые места. Наконец, в 10 классе целеустремленный школьник поднялся на ступень повыше, взял диплом II степени на областном этапе олимпиады, а затем и на республиканском. А под завершение школы повторил свой успех, вновь став победителем олимпиады на республиканском уровне (и даже улучшил результат – на области стал первым).
Евгений всегда учился хорошо, но круглым отличником не был. Перед тем, как взять областной рубеж олимпиады, он перешел в класс, широко известный как класс МЧС.
– Там у меня много друзей, поэтому решил перейти. Этот класс хорошо повлиял на меня – раньше мой средний балл был 8,2, – говорит победитель республиканского этапа олимпиады. – Удалось подтянуть результаты и по физподготовке, прежде по этому предмету у меня были в основном семерки.
Чтобы добиться результата на областном уровне олимпиады, Евгений каждый день дополнительно посвящал два-три часа истории в школе, еще часа три – дома.
– Будь у тебя в распоряжении машина времени, в какой эпохе хотел бы побывать?
– Наверное, в XIX веке, – поразмыслив, ответил собеседник. – Это время Толстого, Достоевского, которые больше, чем писатели. Интересно было бы с ними пообщаться.
Евгений Чеботарь в будущем собирается связать свою жизнь с историей, стать ученым.
– Такой итог – результат трудов самого Евгения, который закалил свою волю, преодолев комплексы, поверил в свои силы, самоутвердился, не заболев при этом звездной болезнью. Как видите, он по-прежнему скромен, – говорит Юлия Тарасова, директор средней школы № 9. – Огромное спасибо его маме, Лиане Иосифовне, которая вложила в сына душу. А вклад учителя истории Ирины Станиславовны Михей в судьбу Жени – маленький педагогический подвиг. Она воспитала в нем мужество.
Свою роль в формировании личности, полагает Юлия Николаевна, сыграла и подготовка в классе, которая ведется по двум направлениям: военно-патриотическому и «Безопасность жизнедеятельности». Занимаются в нем, к слову, не только будущие сотрудники МЧС, но и те, кто хочет поступить в Военную академию, Академию МВД. Чтобы осуществить мечту, ученики единственного в своем роде класса в Барановичах посещают факультативы по русскому языку, математике, физике, этике, занимаются рукопашным боем, плаванием, строевой подготовкой и стрельбой, общаются с представителями военных частей, силовых структур и ГРОЧС.
В следующем учебном году директор школы планирует расширить подготовку будущих спасателей и защитников за счет основ православной культуры, занятий танцами, фигурным катанием, участия в волонтерском движении.
_______
УникУМ
Его имя несколько раз появлялось в нашей газете, но известно о вундеркинде немного. Вот и решил познакомить читателей с незаурядным выпускником гимназии № 1, которому выпала честь передать новому поколению кубок клуба «Антология успеха» на городской церемонии чествования победителей областного и заключительного этапов республиканской олимпиады.
–Не ошибусь, если скажу, что за всю историю гимназии – а ей 26 лет – уникальных, суперодаренных детей было не так и много, пять или шесть. Он – почти такой. Человек, у которого получается всё. И получается красиво, – так говорит об Алексее директор гимназии № 1 Николай Ширко.
Действительно, если не всё, то многое: физика, математика, информатика – сразу по этим трем предметам он стал победителем городского этапа олимпиады. Алексей – призер V международного фестиваля «Созвездие талантов». А еще он спортсмен.
Почти каждый год участвует в городских соревнованиях по легкой атлетике. В этот раз на дистанции полтора километра стал четвертым. Увлекается Алексей Гордеенков и техникой горно-пешеходного туризма, спортивного ориентирования. Благо почувствовать себя альпинистом можно прямо в спорт-зале гимназии.
– В этот раз на городских соревнованиях наша команда показала неплохой результат, стала четвертой, хотя половина ее – новички, даже девочка пятиклассница в ней оказалась, – замечает Алексей.
– Не боишься высоты?
– В детстве я боялся даже подходить к окну – а живем мы на пятом этаже. Но когда проверил, насколько крепкое альпинистское снаряжение, появилось чувство безопасности. Во время соревнований высоты даже не замечаешь.
– Откуда у тебя такие разносторонние интересы?
– Наверное, обязан этим гимназии, где такая разносторонность приветствуется. И бабушке, Людмиле Иосифовне Дрозд. Еще когда был в детском саду, она уделяла мне много времени, вместе решали задачки.
Из трех предметов в фаворитах у Алексея всё же физика – ее и выбрал, когда пришел черед сразиться с лучшими знатоками Брестчины.
– Предмет близкий к жизни. Испытываешь приятное ощущение, когда понимаешь, как работает тот или иной прибор или почему на небе появляется радуга.
Хотя, если бы правила олимпиадного движения позволяли, признается, и на областном этапе олимпиады он попробовал бы свои силы сразу в трех предметах.
В прошлом году Алексею не хватило одного балла, чтобы получить диплом на республиканском этапе олимпиады.
Это сильно его задело, тем более прежде он уже был победителем такого уровня. И вот теперь – диплом III степени на заключительном этапе олимпиады.
– Перед олимпиадой дается несколько дней на подготовку. Одноклассники думают: «Повезло, халява!» На самом деле это большой труд. По математике, например, у меня в эти дни было по пять-шесть уроков подряд, по информатике – четыре, по физике – пять. От однообразия спасло то, что готовился не один, вместе со мной были Никита Костюк и Алексей Болейчук – отвлекался, что-то объясняя им. Ты можешь что-то взять от человека, человек – от тебя. Так проще работать, поддерживая друг друга.
Почти в каждом кабинете гимназии стоят компьютеры, и к олимпиаде по физике Алексей Гордеенков в этот раз готовился именно по электронным ресурсам – с помощью видео или анимации понять физические процессы гораздо легче.
Да и дома он с компьютером неразлучен. Как-то Алексей заскучал и от нечего делать за три дня написал для себя игру – «змейку». Друзья не поверили, решили, что скачал в интернете. А между тем гимназист уже освоил язык программирования С++, на котором пишут программы профессионалы, и выбрал для себя факультет радиофизики и компьютерных технологий БГУ.
– Когда-то людей с энциклопедическим кругом знаний, таких как Леонардо да Винчи, ставили в пример. А востребованы ли такие универсалы в век высоких технологий?
– Скоро, наверное, нельзя будет оставаться просто врачом или просто программистом, врачом-программистом – только так. В каждой профессии используются высокие технологии, и в них нужно разбираться. Только владея языком программирования и комбинируя знания, можно стать творцом в выбранной отрасли, – ответил на мой вопрос выпускник гимназии, дважды лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
– Леонардо да Винчи знал всё, что было известно человечеству к тому моменту развития науки и техники, но сегодня объем знаний вырос несоизмеримо. Поэтому в первую очередь человек должен быть профессионалом, но во вторую – разносторонней личностью, иначе жить ему будет неинтересно, – высказал свое мнение заслуженный учитель, отличник образования республики Николай Ширко.
Все мы знаем, что гимназия третий год подряд в городе удерживает лидерство в олимпиадном движении. Но этим круг интересов гимназистов не ограничивается. Каждый год они, например, собирают 40 тонн макулатуры – и на уровне области, и на уровне республики это рекорд! Они же показали лучший результат в Барановичах на областном соревновании юных инспекторов дорожного движения – IV место. В новом учебном году в гимназии будет самый современный кабинет кулинарии – ремонт уже идет полным ходом.
Кстати, когда Николай Николаевич принимает на работу учителей, то непременно просматривает оценки в приложении к диплому. Предпочтение отдается обладателям золотой медали и красного диплома.
– Некоторые говорят: красный диплом – еще не показатель, что специалист будет хороший. Но я уверен, что теоретическая база у отличника хорошая. Остальное зависит от нашего коллектива.
В гимназии раскрываются таланты не только учеников, но и учителей, как случилось с Софией Полуяновой. Алексей Гордеенков – не первый гимназист, который под ее началом достигает таких высоких результатов по физике.
– Когда педагог ставит перед собой амбициозные задачи, важно, чтобы он не забывал, что его ученик – это перво-наперво ребенок, без любви к которому не будет достижений, и лишь потом думал о его способностях, которые предстоит раскрыть, – говорит Николай Ширко.
Это понимают и София Полуянова, и учитель математики Алла Санюк, и учитель информатики Елена Федорук, которые привели Алексея Гордеенкова к тройной победе.
Виталий ГЕРЦЕВ.