Наверх

Барановичские машиностроители выходят на рынок Монголии

26.09.2014 253 Наш край

Бывает, человек всю жизнь работает на одном месте, а его истинным приверженцем так и не становится. А бывает, тяга к профессии просыпается еще в детстве и продолжается всю жизнь, переходя в другое качество – любовь. 

Об этом и многом другом мы говорили с генеральным директором завода автоматических линий Владимиром БЕЛЮКОМ накануне профессионального праздника – Дня машиностроителя.

Тяга к технике

 

– Владимир Михайлович, вы никогда не меняли место своей работы: как пришли сюда после института, так и трудитесь. Что повлияло или кто повлиял на этот выбор – стать машиностроителем?

– Я из простой рабочей семьи и даже удивляюсь, откуда такое желание. Но тягу к технике чувствовал, еще учась в школе. Мечтал серьезно заниматься именно техническим делом. И поступать решил в Зеленоград, в институт точной механики и электроники. На дворе был 1971 год, и в моих родных Барановичах началась директивная стройка нового предприятия  – завода автоматических линий. Горком комсомола набирал желающих учиться в Московском станкоинструментальном институте – единственном в мире вузе такой узкой и сложной специализации. Я, конечно, с радостью согласился. Правда, никаких льгот для нас не было, сдавали экзамены на общих условиях, и после окончания института можно было назад не возвращаться. В то время вводилось сразу три подобных завода: в российских городах Сасово, Сухиничи и в Барановичах. Так что у меня был выбор. Но я сразу решил: конечно, еду домой. Так в 1976-м вернулся в Барановичи, стал работать на заводе автоматических линий.

– Ни разу не пожалели об этом решении?

–  Не пожалел. Хотя, может быть, на другом предприятии  моя судьба сложилась бы проще и легче.

– Почему?

– Наш завод – очень сложное предприятие. Особенно остро я это почувствовал, став в 2001 году его директором. Завод автоматических линий – это единичное производство, не имеющее серийной продукции, значит, для руководителя и его команды постоянная проблема поиска заказов, загрузки предприятия. Пока до перестройки  существовал государственный заказ, было проще и интереснее работать. Можно было экспериментировать, фантазировать, проектировать сложные машины, одним словом, творить. Сейчас главное – была бы работа, и уже не до творчества. Хотя тот костяк специалистов, что сложился и работает здесь, и сегодня готов решать самые уникальные задачи.

– Много таких специалистов, которые вместе с вами пришли и до сих пор трудятся на заводе?

– Очень много. Есть и те, кто трудится здесь с самого начала, с 1974 года. Все они –  настоящие патриоты, преданные заводу люди. Правда, в сложные периоды многие решили перейти на другие предприятия города. Некоторых мы уговорили остаться, другие спустя время вернулись.

– Что ими двигало?

– Думаю, тот интерес, который вызывает работа на нашем заводе. Только представьте: 100-200 тонн железа через 9–12 месяцев (таков цикл изготовления автоматической линии) превращаются в живой организм,  приходят в движение от одного нажатия кнопки. Такой восторг испытываешь, такое воодушевление, такое желание изобретать и дальше.

В памяти остро отложился период, когда на Минском моторном заводе шло освоение 6-цилиндрового двигателя. Мы предлагали свою технологию обработки деталей. В кратчайший срок за дело взялась творческая группа, в которую кроме наших специалистов вошли главный инженер и главный технолог минского предприятия. До поздней ночи корпели – надо было уложиться в кратчайшие сроки – и создали комплекс оборудования. Эта работа была оценена премией Министерства промышленности республики как лучшая работа в области науки и техники.

Брались за всё

– А вы говорите – не до творчества….

– Не всегда были такие захватывающие, с точки зрения полета инженерной мысли, моменты. Когда мы занялись ремонтом комбайнов, честно, у меня созрело желание уйти с завода и искать другую работу. Но слава Богу, это время было недолгим.

– Вы считаете недальновидным то решение предшественников?

– Никого не хочу упрекнуть. Тогда были тяжелые времена. Все мои предшественники искали работу коллективу, пути выхода из сложной ситуации, хотели поднять завод, и каждый был уверен в своих силах, в том, что поступает правильно.  Мы не только сельхозтехнику ремонтировали, и в деревообработку отклонились. Понимаю – это было от безысходности.

На пороге перестройки мы находились в статусе именникового, как о нас говорили в советские времена, завода, то есть имели 100-процентный государственный заказ. В год выпускали 30 автоматических  линий и почти 800 станков.

Чтобы обеспечить предприятие конструкторскими документами для выполнения госзаказа, кроме нашего конструкторского бюро из 500 человек на нас работали еще два КБ – из Ульяновска и

Москвы. Портфель заказов на пороге 1990-х был расписан на 10 лет вперед – это значит, на эти 10 лет коллектив был бы обеспечен работой. Но тут произошел распад великой страны. И не стало никаких заказов. А жить надо –  в то время на заводе работало 3 500 человек. У каждого – семья.

Но прежде надо было выжить. Поэтому и брались за все…

К родному станкостроению

– Когда завод автоматических линий вновь занялся станкостроением?

– Мы вернулись на свои рельсы в 2001 году с помощью Белорусской железной дороги, в состав которой вошли. С того момента основная работа связана с обеспечением предприятий Белорусской магистрали автоматизированными, механизированными процессами ремонта техники. За это время изготовили более 600 всевозможных приспособлений, оснастки, стендов. В ремонтной теме, как я говорю, пошли дальше и сделали специальные станки для ремонта основных деталей и узлов тележки грузовых вагонов. Целый автоматизированный цех изготовили для российского Магнитогорского вагонного депо. За успешную реализацию данного проекта получили благодарность президента Российских железных дорог Владимира Якунина.  А сейчас уже освоили более высокопроизводительное оборудование для предприятий, которые выпускают компоненты вагонов. И оснастили им не только наше вагонное депо, а все подобные предприятия России. Уникальной я называю работу нашего коллектива по созданию высокомеханизированного производства в барановичском вагонном депо. В советское время она бы точно потянула на Госпремию. Кстати, уже около двух лет наши станки и линии успешно эксплуатируются.

– Все эти примеры говорят о высоком уровне специалистов завода: инженеров, конструкторов, рабочих. А чем занимаетесь сейчас, чем собираетесь удивлять заказчиков?

– После очень успешного для нас 2013 года, когда экспорт вырос до 500% благодаря украинским и российским заказам, к сожалению, коллектив оказался в сложной ситуации. И на 2014-й у нас были серьезные наработки по сотрудничеству с украинскими Кременчугом и Мариуполем, однако контракты на 2,5 миллиона долларов по известным причинам не реализованы. Нам пришлось в спешном порядке перекроить практически весь план нынешнего года и активно заняться поиском другой работы для коллектива. В командировки на заводы Челябинска, Саранска, в Улан-Батор выезжали все специалисты предприятия.

 

Монгольский вектор

 

– Извините, Владимир Михайлович, а как вас «занесло» в Монголию?

– В Беларуси была делегация Министерства транспорта Монголии. Ей показали и наш объект, который успешно работает в вагонном депо. Министр транспорта Монголии после увиденного заключил: «Нужно создать такой же для нас». Я летал в Монголию. Мы проработали там этот вопрос, сделали привязку к уже построенному зданию, согласовали цену, сроки. На днях межправительственная белорусско-монгольская комиссия подписала протокол о сотрудничестве. В ходе её заседания подтверждено намерение реализовать данный проект. Надеюсь, в ближайшее время мы подпишем контракт. Это обеспечит работу коллективу практически на весь следующий год.

Сегодня у нас есть другая работа. Но пока мы не дотягиваем до уровня прошлого года по объемам производства и по ряду других показателей. Но не убыточны. И долгов практически не имеем.  Есть только краткосрочные кредиты, которые в течение нескольких дней должны погасить. 

– Скажите, в Беларуси есть предприятия, подобные вашему?

– Есть – Минский завод автоматических линий. Замечу: из всего бывшего союзного объединения «Союзстанколиния», в которое входили два московских завода, костромской, харьковский  и два белорусских, сегодня в живых остались только два белорусских: наш и минский. О чем это говорит? О том, что политика государства была направлена на сохранение действующего производства. В свою очередь, и мы сами старались сохранить наш потенциал.

Потенциал – высокий

– А на данный момент как бы вы оценили  потенциал завода автоматических линий?

– Достаточно высокий.  Сегодня мы можем делать уникальные вещи. Накануне праздника 40 работников завода за свой талант, преданный труд представлены к различным наградам. Токарь-расточник Владимир Викторович Папкевич отмечен Почетной грамотой Совета Министров. На заводе появилось новое поколение толковых специалистов, которые стоят во главе конструкторских бюро, отделов. Это Александр Климко, Дмитрий Лебединский, Валерий Супрун и другие. У меня грамотные заместители – Виктор Иванович Климко, Сергей Владимирович Молдунов. Как молодой пенсионер, могу сказать, что замена нам достойная. Есть другая проблема –  на заводе много рабочих в возрасте, а молодежь, к сожалению, не стремится заниматься техническим творчеством. Да и уровень подготовки специалистов рабочих профессий должен быть выше. Сейчас оборудование сложнее. В былые времена была мощнейшая кооперация, наша доля в ней занимала 30%, сегодня кооперации нет, всё делаем сами – от начала до конца. И если в то время было больше агрегатных станков, которые, как конструктор лего, собирали  из стандартных компонентов, то сегодня каждый станок – индивидуальный, процентов 90 в нем – оригинальных решений. У нас нет двух одинаковых деталей. Вот почему нынешний рабочий, кроме рук, должен иметь хорошую голову.

– Чему отдаете предпочтение в свободное время?

– Кроме этой работы, прямо скажем, у меня другого в жизни нет. Два выходных дня – это много, практически каждую субботу я прихожу на завод, чтобы организовать работу. Сейчас не могу позволить себе пойти в отпуск. Не понимаю: как это, бросить завод и уехать даже на пару недель?.. А если свободная минута появляется, занимаюсь своим домом. Пока были живы родители, не замечал, что там надо кое-что подремонтировать, а сейчас увидел – масса забот и много работы. Любим с женой телевизионную «Фазенду», её идеи воплощаем у себя.

Семейный праздник

– А чем занимается ваша супруга?

– Теперь моя жена – на пенсии. Практически до самого выхода на заслуженный отдых работала на нашем заводе инженером­-технологом. Пришла сюда сразу после окончания Могилевского машиностроительного института в 1974 году – можно сказать, с первых дней на предприятии. Здесь мы с ней и познакомились, поженились. На её глазах происходил мой рост, она знает все проблемы завода, и как никто другой, понимает меня.

– Оказывается, День машиностроителя – ваш семейный праздник! А дети продолжили династию?

– Нет, дочь живет в Минске, работает в сфере услуг. Но, как и я, живет теми же проблемами: поиском заказов для своего коллектива, своевременной выплатой заработной платы… Так что мы с ней родственные души не только по семейному статусу.

– Вы, на мой взгляд, человек мягкий. Эта черта характера помогает в руководстве коллективом или мешает?

– С моим характером непросто быть руководителем. Если вспылю, переживаю больше, чем тот человек, на которого повысил голос, чувствую себя очень дискомфортно и корю за несдержанность. Стараюсь с людьми договариваться. Делать так, чтобы они меня понимали. И стараюсь окружать себя такими людьми.

– Что пожелаете своему почти тысячному коллективу работников?

– Здоровья, сил, терпения и надежды на лучшее не только коллективу нашего завода. Всем машиностроителям, всем коллегам. Мы все время живем с на-деждой на лучшее.

 

Уважаемые работники машиностроения!

Примите искренние поздравления с вашим профессиональным праздником – Днем машиностроителя.

Люди пользуются плодами вашего труда, даже не задумываясь о том, сколько сил и старания было вложено в производство продукции, которая есть в каждом доме: холодильники, стиральные машины, газовые плиты, телевизоры…

Но машиностроение – это не только производство предметов потребления. Это чрезвычайно широкое понятие, к которому относится комплекс отраслей промышленности, изготавливающих орудия труда для народного хозяйства, транспортные средства и оборонную продукцию. 

Машиностроители нашего города вносят свой достойный вклад в выполнение важнейших показателей прогноза социально-экономического развития Барановичей, укрепление экономической и политической стабильности в нашей стране.

Выражаем вам благодарность за нелегкий труд. Желаем, чтобы многолетний опыт создания качественной и надежной продукции, экономическая и техническая модернизация предприятий позволяли работать стабильно, способствовали достижению новых успехов на благо родного края.

Счастья вам и вашим семьям, благополучия и новых успехов! 

Городской и районный исполнительные комитеты. Городской и районный Советы депутатов.



  • Мы в социальных сетях: