В 1944 году, сразу после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, был издан приказ о создании Барановичского мотороремонтного завода. Перед коллективом из 37 человек стояла задача как можно быстрее освоить ремонт автотракторных двигателей и начать изготовление запчастей.
Спустя 70 лет численность работающих составила 1 400 человек, а само предприятие стало ведущим в автомобильной отрасли стран СНГ по выпуску гидравлических амортизаторов, домкратов для грузовых автомобилей и других автокомпонентов.
Важные этапы истории
Чтобы современному читателю дать представление о том, с чего начиналось предприятие, приведу несколько выдержек, которые сохранились в заводских архивах, из воспоминаний ветеранов. Они – самая яркая иллюстрация того времени.
Вот заявление рабочего Иосифа Борисевича: «Прошу тов. директора отпустить меня на 11 июня домой, так как у меня совсем порвались сапоги, нет чего кушать, надо заменить белье. За выходной день я не смогу вернуться, ибо мне далеко домой. Прогулов, опозданий у меня ни одного не было.
Дня 9.VI.45 г.»
Николай Игнатьевич Цуран: «Строительных материалов почти не было. Кирпич собирали на развалинах города – разбирали груды камней на месте бывшего здания главпочтамта. Крышу тоже нечем было крыть. Так мы брали уцелевшие после пожара металлические бочки, разрубали их и этим железом крыли крышу.
Я поступил на завод шофером. Мне дали разбитую полуторку с газогенераторным двигателем. Ремонтировать технику тоже было нечем – не было инструментов, запчастей. Приходилось разбирать разбитые автомашины, тракторы, тягачи, чтобы пригодные узлы и детали использовать для ремонта моторов, в которых так нуждалось народное хозяйство. Работали по десять и более часов в сутки, – одним словом, с утра до вечера. Мы понимали, что от нас требуется все, что только возможно».
Первым директором завода был назначен Михаил Филиппович Феденеев. О нем сведений почти не сохранилось.
В октябре 1948 года завод возглавил Константин Николаевич Аникейчик. Руководил коллективом 18 лет. На годы его работы пришлось становление предприятия и превращение его в индустриальное производство.
К 1960-му завод отошел от ремонта сельхозтехники и переориентировался на выпуск агрегатов и узлов для большегрузных автомобилей, в первую очередь автомобилей семейства МАЗ. Очередной этап своей истории предприятие проходит под названием Барановичский завод автомобильных агрегатов.
Параллельно организации производства шло активное строительство жилых домов для заводчан, общежитий. Исходила эта забота от руководства предприятия.
Вспоминает ветеран Анастасия Купреевна Швалева: «К. Н. Аникейчик хорошо знал почти каждого работника – откуда кто родом, кто чей брат, кто чей сват, кто что умеет и что от каждого можно ожидать. Он никогда не разговаривал на высокой ноте. В то же время был настоящим хозяином. Он жил заводом – мог прийти вечером на производство, посмотреть, как идет работа. Люди ценили внимательное отношение директора».
В апреле 1965 года у руля завода стал Николай Петрович Гришечкин. Из воспоминаний Анастасии Швалевой: «Н.П. Гришечкин был прирожденным технарем. При нем началось техническое перевооружение завода. Пошла новая техника, новое оборудование, специальные станки».
Четко работала система народного контроля за качеством выпускаемой продукции. К середине 70-х 43% продукции автоагрегатного завода маркировались почетным Знаком качества СССР.
Еще одним достижением этого периода стало строительство заводского пионерского лагеря.
Новый этап истории начался в 1975 году, когда барановичский завод вошел в состав созданного производственного объединения
«БелавтоМАЗ». Перед коллективом открылись новые возможности. К концу 1970-х в цехах предприятия работало более 1 600 человек! Свой 40-летний юбилей заводчане встречали достойно: впервые были выполнены все производственные планы и условия договоров, построены очередные квартиры и введен заводской детсад-ясли. Очередь на получение мест в детских садах была ликвидирована.
10 июля 1984 года коллективу был представлен новый директор – Анатолий Яковлевич Калеников.
Слово – ветерану завода Анатолию Михайловичу Семеркову: «Надо отдать должное, Калеников очень упорно занимался строительством. Сегодня по заводу идешь как по проспекту, раньше можно было пройти только в сапогах».
Благоустройство заводской территории – лишь малая толика тех проблем, которые решала команда нового руководителя. Невозможно было наращивать объемы производства, не имея площадей. А их не хватало.
Анатолий Калеников вспоминает: «Когда построили третий корпус, выпуск амортизаторов вырос с пятисот тысяч до одного миллиона двухсот. Но это не только потому, что построили корпус, люди обеспечивали работу на нормальном уровне. Начальник цеха Шимкалович Владимир Иванович – самоотверженный человек. Именно при нем был достигнут такой показатель – 1 200 000. Мы считали – примерно четыре амортизатора в секунду.
На новых площадях у нас появилась возможность для освоения продукции для железной дороги, метро. До того не было никаких контактов с железной дорогой. Я рад, что сегодня выпуск демпферов и амортизаторов для железной дороги стал одним из важнейших экспортных направлений завода».
В эти годы автоагрегатовцы совершили еще не одну «революцию»: построили собственную котельную, перешли от чугунного литья к металлокерамике, от массового производства к серийному. Рынок требовал динамичности, гибкости, постоянного обновления продукции. Если в 1980-е на заводе выпускали не более четырех десятков её наименований, то в 2000-м их насчитывалось уже 211.
Но не только успехами и победами жил коллектив. Период руководства Анатолия Каленикова пришелся и на времена нестабильности, когда разрушилось великое государство и развалились крепкие хозяйственные связи. Опыт, знания, видение перспективы, грамотные управленческие решения, хорошая команда позволили предприятию внедриться в систему рыночных отношений и в ней закрепиться.
Работать и развиваться – других вариантов нет
Четыре года у руля автоагрегатного завода 36-летний Виталий Юркевич.
– Виталий Александрович, каков сегодняшний день автоагрегатовцев?
– Проблем немало. Но при этом работаем стабильно, развиваемся и смотрим в будущее с оптимизмом. Других вариантов нет. Рентабельность продаж с начала года составила 5%. С учетом сегодняшней ситуации на рынке – неплохой показатель. Объем чистой прибыли – более 4 миллиардов рублей. Экспорт за восемь месяцев вырос.
– У вас упали объемы производства во многом из-за нестабильной работы МАЗа. В свое время вхождение в это объединение (теперь – холдинг) было спасением для автоагрегатного завода, а теперь, выходит, стало тормозом?
– Во-первых, падение объемов – 75-78% в сопоставимых ценах, это не критично. Да, наша работа прямо пропорциональна работе МАЗа: его доля в общем объеме производства завода занимает 50%. Но я не вижу будущего без Минского автомобильного завода: прежде всего это хорошие инвестиции в наш завод. И если в нынешнем году МАЗ сработает на том же уровне, что в 2013-м, то для нас это будет благополучно. Тем не менее мы постепенно уходим от высокого удельного веса МАЗа в объеме производства.
– Какая продукция приносит заводу основной доход?
– Ставку делаем на производство демпферов и амортизаторов для железной дороги, несмотря на то, что эта продукция технологически более сложная. Но она имеет высокую добавленную стоимость и хорошие перспективы на рынке. Также продаем автозапчасти.
Мы постоянно модернизируемся, не останавливаемся. В прошлом году в это дело вложено 32 миллиарда рублей, в нынешнем будет инвестировано 25 миллиардов. Мы не живем настоящим – живем будущим.
– Как бы вы определили сегодня место автоагрегатного завода на рынке?
– Наверное, это нескромно – давать оценку своему предприятию. И все же скажу, что наш завод имеет свое имя. Здесь работали и продолжают работать не одно, не два, не три – четыре поколения горожан, десятки семейных династий. С огромным уважением отношусь к тем людям, которые создавали предприятие – у нас 700 ветеранов. Мы всех поздравили с праздником, премировали. Это наша память. С таким же уважением слежу за теми, кто сегодня продолжает традиции. Мне очень импонирует, что завод привлекает тех людей, которые хотят работать в новых условиях, когда объем производства надо завоевывать в конкурентной борьбе. Убедить покупателя, что твоя продукция лучше, сегодня можно только уровнем цены и качества.
– Я была приятно удивлена, когда узнала, что коллектив участка розетки во втором цехе уже несколько лет работает на самоконтроле – и никаких претензий от потребителей. Это о многом говорит…
– В 2011 году на заводе завершилась сертификация системы менеджмента качества. Мы получили сертификат соответствия, который подтверждает, что система менеджмента качества на проектирование, разработку и производство гидравлических домкратов, гидравлических амортизаторов и элементов рулевого управления для автомобилей соответствует требованиям международного стандарта ИСО-16949. Представитель английской компании, который проводил аудит на заводе и у которого богатый опыт работы на подобных предприятиях мира, заключил: «Ваше предприятие по уровню – среднее английское предприятие».
– Что сегодня самое важное для вас, как руководителя завода?
– Создать условия людям, при которых был бы стабильный рост зарплаты и улучшались условия труда. Но без повышения объемов производства этого не достичь. У нас много планов.
– Поделитесь?
– Стремимся расширить диапазон продаж во всем мире, в частности, в странах Центральной и Восточной Европы. Пока наш основной зарубежный рынок – российский, куда идет 70-80% экспортной продукции. Но ориентироваться только на один рынок, как показывает жизнь, рискованно.
– Стабильность работы предприятия определяется и текучестью кадров. На автоагрегатный завод, Виталий Александрович, люди уходят или приходят?
– Сегодня заводу нужно не количество, а качество специалистов с хорошей мотивацией. Но к сокращению численности я подхожу избирательно – и пенсионер может работать, если это менеджер современного уровня.
– Желаю вам и вашему коллективу процветания.
– Спасибо. А я, в свою очередь, желаю коллективу, чтобы наш завод всегда был на вершине.
Прикипел душой и сердцем
На мой взгляд, успешность предприятия во многом определяется и наличием в коллективе семейных династий. Разве родитель пожелает, чтобы сын или дочь шли на завод, где он работает, если этот завод бесперспективный? Никогда.
Александр Форостяный пришел сюда в 1969 году по совету родственников. Вчерашний школьник начал постигать азы рабочей профессии учеником токаря. Перерыв на службу в армии – и опять на завод. «Дослужился до токаря шестого разряда, – говорит Александр Петрович. – Профессия меня устраивала».
Но потенциал токаря Форостяного выходил далеко за рамки этой профессии. Александр Петрович поступил в политехникум, затем закончил институт, совмещая учебу с работой конструктора на разных участках. В 2000 году возглавил отдел главного технолога. И был бессменным его начальником до недавнего времени.
«Я сам попросил директора сменить меня – все же пенсионер, у нас талантливые молодые специалисты, пусть они растут». Теперь должность Александра Форостяного занимает Владимир Соболевский, который был его заместителем. А Александр Петрович с завода не ушел, остался в родном отделе ведущим специалистом.
О том, что его профессия очень специфическая и обширная, сам Александр Форостяный упомянул вскользь, когда говорил о детях. И сын, и дочь – инженеры-технологи завода. «Значит, пошли по вашим стопам», – обращаюсь к Александру Петровичу. Мой собеседник неторопливо комментирует: «Просто я мог помочь им разобраться в её секретах», – и ни слова о том, что выбор профессии дети сделали, взяв пример с отца. И с мамы, которая тоже трудилась на заводе инженером-технологом. Так что династия Форостяных–Кустинских (фамилия дочери) началась с Александра Петровича.
А он, как человек чрезвычайно скромный, о себе говорит мало, все больше о коллективе. О том, что на процентов 70 он обновился: «У завода очень большой потенциал». Что молодым специалистам работать теперь сложнее, но тем и интереснее. Меняются материалы, обновляется оборудование, приходят новые технологии. «Мы столько всего освоили в свое время, а теперь житейская ситуация поменялась, многое оказалось не нужным, не востребованным на рынке». Так что вклад в развитие предприятия специалистов отдела главного технолога оценивается не только эффективностью внедрения передовых технологий, но и расширением рынков сбыта, освоением новой продукции, снижением потребления материальных и трудовых ресурсов, повышением качества продукции.
Рассказывая о рабочих буднях, Александр Петрович отвечает на главный вопрос: «Что держит на заводе? Прирос я к нему, прикипел душой и сердцем. Очень хорошо как-то сказал бывший директор Анатолий Яковлевич Калеников: «Держись заводской трубы – не пропадешь!» Этому мудрому совету и следую».
И за бригадира, и за мастера
Вообще-то истинный профессионал по наладке станков на участке розетки во втором цехе Павел Тарасюк по своей первой профессии – строитель. Круто изменить жизнь пришлось, чтобы помочь родителям, живущим в деревне Подгорной. Автоагрегатный завод в Барановичах оказался ближе, чем камвольно-прядильная фабрика в Слониме, которую он строил.
В своем деле Павел Иванович – ас. Не только потому, что имеет самый высокий, шестой разряд. Свои станки он знает наизусть. «Павел Иванович – особенный рабочий, – говорит о нем ветеран завода бывший старший мастер участка Галина Шпак. – Без дела – ни минуты. Такой трудоголик! Если выдается свободная минутка, переберет все детали, закажет оснастку, пообщается с инженерами… Надо – останется после работы, никогда не считается со своим временем. Кто-то работает за деньги, Павел Иванович – за совесть».
Павел Иванович всегда был правой рукой старшего мастера, а теперь, когда мастера на участке нет совсем, он трудится и за бригадира, и за мастера.
«У нас наладчики замечательные Дима Ласко (теперь наладчик всего цеха), Виталий Барташевич – на них всегда могу положиться. Теперь Виталий у меня – правая рука».
Гордится Павел Иванович молодыми специалистами, которые пришли на завод. «Толковые они, грамотные, энергичные. С такими начальниками, как, например, наш Дмитрий Михайлович, у завода есть будущее».
Новая команда
Дмитрий Курош пришел во второй механосборочный цех три года назад. Привел с собой новую команду. Сегодня коллектив из 140 человек с огромным уважением относится к своему начальнику.
Почему, я теперь тоже понимаю. Дмитрий Курош пришел в сложное для коллектива цеха время. В этом подразделении выпускают самые ответственные узлы для автомобилей – рулевые механизмы, буксирные приборы, рулевые тяги, распределители руля и т.д..
«Более двух лет ушло на то, чтобы добиться результата, – признается Дмитрий Михайлович. – У людей появилась заинтересованность, а позже – и уверенность. Они увидели свою зарплату.
С людьми, с которыми тебе приятно работать, можно горы свернуть. И мне хочется сделать для них как можно больше. Чтобы средняя заработная плата в 5–6 миллионов рублей не была пределом.
Я получаю огромное удовлетворение от работы на автоагрегатном заводе. Вижу: так же относятся к предприятию, к своему рабочему месту и многие другие».
Дмитрий Курош – представитель нового поколения молодых руководителей завода, его перспектива, его будущее. На мой взгляд, это будущее – светлое.
Награды за труд
За многолетний добросовестный труд, значительный личный вклад в развитие предприятия и в связи со знаменательной датой – 70-летием основания Барановичского автоагрегатного завода – ряд работников открытого акционерного общества удостоены наград.
Грамотами городского исполнительного комитета награждены:
Дербис Александр Андреевич – специалист по маркетингу,
Шпак Галина Яковлевна – оператор ПЭВМ административно-хозяйственного бюро,
Тихно Виктор Васильевич – начальник лагеря «Звёздочка»;
Благодарственными письмами городского исполнительного комитета награждены:
Лойко Галина Николаевна – контролёр измерительных приборов и специальных инструментов центральной измерительной лаборатории,
Юрлевич Александр Петрович – слесарь-ремонтник ремонтно-механического цеха;
Почетными грамотами городского Совета депутатов награждены:
Артюх Нина Геннадьевна – станочник широкого профиля механосборочного цеха № 2 ,
Воробей Нина Александровна – экономист планово-экономического отдела,
Купцевич Ирина Федоровна – станочник широкого профиля механосборочного цеха № 3,
Лукашик Николай Иванович – заместитель начальника механосборочного цеха № 1.