Наверх

Автосервис должен быть легальным

04.05.2015 531 Наш край
IMG_8342
Фото Бориса НОВОГРАНА

На данный момент в Барановичах и районе зарегистрировано более 61 тысячи легковых автомобилей. Есть личные машины и у моих соседей. На днях одна из соседок отправилась на работу пешком.

«Что-то ты, Ирина, изменила своей привычке путешествовать на автомобиле», – поприветствовала я женщину таким образом. «В ремонте машина», – тяжело вздохнула она и продолжила: «Знаешь, сегодня я бы посоветовала своему сыну выбрать профессию автослесаря. Это же курица, несущая золотые яйца…»

ЦИВИЛИЗОВАННО ИЛИ ПО СТАРИНКЕ?

Со своей соседкой я согласилась, заметив, однако, что мастера, у которых золотые руки и которые способны починить автомобиль, ценились всегда. Другое дело, что теперь одни из них перешли на более высокий уровень обслуживания своих клиентов, официально открыв СТО, а другие, несмотря на ужесточение законодательства, по старинке продолжают оказывать ценные услуги в гараже.

Мои умозаключения подтвердил и начальник отдела консультаций инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Вячеслав Майковский. По его информации, в Барановичах официально зарегистрированы 100 индивидуальных предпринимателей и 40 организаций, занимающихся техобслуживанием автомобилей. В то же время специалисты не исключают, что в городе и его окрестностях могут насчитываться десятки «серых» автосервисов.

В ходе плановых и оперативных проверок налоговые инспекторы совместно с представителями других контролирующих органов выявили, что около половины из этих станций техобслуживания находились «в тени». Нелегальные СТО – главная претензия налоговых инспекторов к гаражным «дядям Васям».

Вадим Б. – один из них. В гаражном массиве «Атлант», что по улице Наконечникова, он менял термостат в легковом автомобиле «Пежо-307». За этим занятием его и застали проверяющие. Между тем минувшей осенью горожанин уже был официально предупрежден о том, что нарушает законодательство, осуществляя предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Теперь ему грозит штраф до 100 базовых величин (18 млн. рублей) – материалы направлены в Экономический суд Брестской области.

В поле зрения проверяющих попал и горожанин Ш. Он красил чужой автомобиль «Опель­-Вектра» в гараже по улице Лидской, где и проживает. Свою услугу автослесарь оценил в один миллион рублей. Однако заказчик качеством ремонта машины остался недоволен и потребовал либо вернуть деньги, либо переделать работу. Но гражданин Ш. от обоих предложений отказался. И тогда владелец «Опеля» обратился с заявлением в ГОВД и налоговую инспекцию. Факт незаконной предпринимательской деятельности был установлен.

НАКАЗАНИЕ РУБЛЕМ

Горожанину Ш. вынесено официальное предупреждение об ответственности за незаконную деятельность без государственной регистрации и предъявлена к уплате сумма в размере 5,9 миллиона рублей – единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Почему так много? Потому что с 1 января ответственность за незаконное предпринимательство значительно ужесточена. При выявлении предприимчивых граждан, которые занимаются подобной деятельностью, как в случае с горожанином Ш., им будет предъявлена пятикратная ставка единого налога, то есть почти 6 миллионов рублей. Такое изменение внесено в Налоговый кодекс.

– Это нововведение уже в скором времени позволит создать условия для развития легальных станций техобслуживания, – уверен заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Барановичи Вадим Лайша. – И, как следствие, появится добросовестная конкуренция, начнет снижаться стоимость услуг, будет борьба за клиента.

По мнению представителя налоговой инспекции, нелегальные СТО в республике продержатся недолго. Однако мнение Вадима Лайши разделяют не все мои собеседники.

МНЕНИЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

– А что плохого в нелегальной СТО? – спрашивает меня знакомый авто­владелец. – Лично я ремонтирую свою машину не один десяток лет у одного и того же опытного специалиста, который занимается и диагностикой, и ремонтом авто. У него обычный бокс приспособлен под профессиональную автомастерскую, есть все необходимые инструменты. Меня устраивает работа мастера – еще ни разу человек не подводил. И знаете, слесарь в рекламе не нуждается: сарафанное радио давно обеспечило его постоянными клиентами. Так что не вижу смысла менять шило на мыло.

– Но ведь он рискует, работая в «тени», может и на неприятности нарваться.

– А вы с ним сами переговорите, услышите его аргументы и поймете, почему автослесарь не легализует свой бизнес.

«Гаражного» мастера на то, чтобы «услышать его аргументы», уговаривала очень долго. Наконец Сергей согласился.

– Я уже 20 лет чиню автомобили. Вначале это было моим хобби, любил возиться с машиной, как и многие мои соседи по гаражному кооперативу. А потом втянулся, стало получаться, знакомые просили посмотреть их машины. Так и повелось. Никогда не задумывался, чтобы свое ремесло, как его называю, перевести законно в бизнес. Я ведь работаю на госпредприятии, а ремонтами машин занимаюсь в свободное время.

Много слышу, с какими сложностями приходится сталкиваться другим автослесарям, и честно говоря, боюсь бюрократических проволочек, необходимости проходить сертификацию, регулярно платить налоги. А если я не заработаю на налоги, не раскручусь? Прогорю? Нет, это не для меня – гораздо спокойнее возиться с машинами в гараже и в свое удовольствие.

Позицию автомобильного мастера Сергея, как ни удивительно, понимает и представитель официальной СТО Виктор Банкевич. Может, потому, что еще несколько лет назад сам ремонтировал машины в гараже.

– «Серый» автосервис, – высказывает он свое мнение, – это, конечно, зона повышенной опасности прежде всего для самого автомастера, его клиента и окружающих. Но и выйти из «тени» частнику трудно. Нужны место и оборудование, сертификация, разрешения контролирующих органов, учет в налоговой инспекции и многое другое. Не каждый решится на риск, не каждый мастер имеет средства. По моему мнению, начать бизнес с нуля должна помочь разумная система кредитования.

Но, по словам Виктора, даже зарегистрировав свою деятельность и собрав команду профессионалов, не означает, что можно работать легко и безоблачно.

– Не мешало бы сократить число контролеров, но самое главное – пересмотреть налоговую базу для нас. Знаете, сколько моих коллег недовольны недавним нововведением!

ВМЕНИЛИ НАЛОГ

О том, что введение в прошлом году так называемого вмененного налога осложнило положение частных предприятий, занимающихся техническим обслуживанием автомобилей, говорит и начальник отдела консультаций городской налоговой инспекции Вячеслав Майковский.

Новую систему налогообложения для юридических лиц сделали такой же, как и для индивидуальных предпринимателей. То есть микроорганизации с численностью работающих до 15 человек начали уплачивать единый налог за каждого работника в размере 1 миллиона 180 тысяч руб­лей в месяц. Это было в 2014­-м.

В нынешнем ставки снижены: теперь один работник, образно говоря, обходится своему нанимателю в 880 тысяч рублей ежемесячного налога. Вячеслав Майковский объясняет принятие вмененного налога тем фактом, что именно в этой сфере чаще всего скрывают истинную вы­ручку.

Однако директор предприятия «АйкьюГараж» Андрей Зарожный рассуждает так:

– Как можно вводить единый налог и на слесаря, который непосредственно занят ремонтом автомобиля, и на бухгалтера, уборщика, директора?

Его коллега, соучредитель предприятия Юрий Полонский развивает мысль далее:

– «Гаражные» мастера не универсальны. Лишь единицы берутся за ремонт иномарок поновее, да и то без каких­либо гарантий. Сейчас на рынке развелось и немало диагностов. Да, спрос на таких специалистов хороший. Но чтобы нащупать неисправность, одного оборудования и опыта мало – нужна тонкая интуиция. Впрочем, считаю, что и не каждое предприятие может оказывать клиентам весь спектр услуг по техническому обслуживанию автомобилей. Мы, например, специализируемся на ремонтах автоматической коробки передач. Для этого у наших специалистов есть и квалификация, и опыт. А это – гарантия для ­клиента.

БИЗНЕС НА РАВНЫХ

Так как сделать этот бизнес прозрачным?

– Создать равные условия для всех участников рынка: правила игры должны быть одинаковыми и для крупных автосервисов, и для мелких частных фирм, и для индивидуальных предпринимателей, – говорит Юрий Полонский.

Категоричен в отношении автослесарей, работающих в гаражах, заместитель директора автобусного парка Юрий Хрищанович.

– Свой автомобиль ремонтирую только на СТО автопарка. У нас есть сертификаты на все виды ремонтов, электронная диагностика, клиент имеет полную гарантию. В отличие от «гаражных» ремесленников за качество работы своих специалистов мы ручаемся.

Автомобилисты говорят, что новый автосервис – это как первое свидание. Можно сразу влюбиться, а можно – сразу разочароваться. Ведь даже внешний вид слесарей клиенту скажет о многом. Последним штрихом стала «экскурсия» по автосервисам города. Дабы никого не обидеть, конкретные предприятия и фамилии называть не буду. Поскольку я дилетант в этом вопросе, прислушивалась к мнению опытного водителя.

Что поразило: не на всех сервисах мы почувствовали ответственный подход к нашему автомобилю. На одной фирме нас откровенно «раскручивали» на деньги, предлагая диагностировать одно, другое, третье. Зато на другой СТО мастер буквально по звуку определил неисправность. На третьей нас поили чаем и кофе вприкуску с печеньем, пока мы наблюдали на мониторе, как специалист меняет деталь…

Еще раз соглашусь со своей соседкой: автосервис – курица, несущая золотые яйца. Перспективы у этого бизнеса заманчивые. И конт­роль за ним должен быть разумный. Сегодня что нужно? Создать такие условия, такую конкурентную среду, в которой легальным СТО было бы удобно работать, а водителям – иметь возможность выбора.

Если вы располагаете фактами деятельности нелегальных СТО, обращайтесь в инспекцию Министерства по налогам и сборам по городу Барановичи – тел. 45-­32­-95.

Светлана ГИЛЬ.



  • Мы в социальных сетях: