Наверх

Анатолий ТОЗИК пообщался с барановичскими студентами и преподавателями

02.04.2014 370 Наш край

О том, как сделать Беларусь ещё лучше, вице-премьер думал вместе с её будущим.

В нашем городе побывал Анатолий Тозик. Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь встретился с преподавателями и студенческим активом Барановичского государственного университета. На встрече присутствовали председатель горисполкома Юрий Громаковский, ректор БарГУ Василий Кочурко. Между вице-премьером и молодёжью состоялся непринужденный диалог. Думаем, мысли, высказанные Анатолием Афанасьевичем, будут интересны более широкой аудитории. «Наш край» составил «конспект».

О стране

– Я пришел в команду Президента страны Александра Григорьевича Лукашенко двадцать лет назад, – сказал заместитель премьер-министра. – И мне, как представителю государства, не стыдно смотреть вам сегодня в глаза. Мы построили за эти десятилетия красивую страну.

Может, это и не бросается в глаза, но впервые за два десятка лет в прошлом году наших соотечественников стало рождаться больше, чем уходить из жизни, акцентировал внимание Анатолий Афанасьевич. Беларусь приросла в численности населения и за счет эмигрантов из других стран.

– …Но, согласитесь, не едут туда, где плохо, едут туда, где можно жить, растить детей и не бояться за будущее, – заметил вице-премьер.

В рейтинге по индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 50 место из двух сотен стран.

– Хороший показатель, но, думаю, у нас есть все основания двигаться дальше, – считает Анатолий Тозик.

О здоровье

Анатолий Тозик побывал в онкодиспансере, где завершается монтаж современного оборудования, успел заехать и в гимназию № 3.

– Достойное учебное заведение, – сказал вице-премьер. – С начала следующего учебного года, мы обсудили эту идею с Юрием Анатольевичем, в гимназии появятся специализированные классы по волейболу и плаванию. Один рубль, вложенный в спорт, – это четыре, которые нужно вложить в больницу.

Будут ли вводиться дополнительные уроки физкультуры, интересовались студенты. Поскольку в аудитории находились будущие педагоги, этот и другие вопросы касались не только высшего, но и среднего образования.

Государство позаботится о том, чтобы у вас был бассейн, спортзал, а от молодых требуется, чтобы занятие спортом стало неотъемлемым компонентом жизни, последовал ответ.

– Дело не в уроках, а в том, чтобы физкультурная жизнь на школьном стадионе кипела после занятий, по выходным.

В Китае возле посольства парк уже в 6 утра полон людей. Танцплощадка в 7 утра заполнена, привел примеры Анатолий Тозик. Потанцевал человек, принял душ – представьте, с каким настроением пошел на работу.

Сказал Анатолий Афанасьевич и о проблеме курительных смесей, спайсов. Для человека, который попробовал первый раз, он же может оказаться и последним. Дети, студенты уходят из жизни из-за любопытства.

– Хотел бы, чтобы вы предупредили на этот счет близких, братьев, сестер: если не умрешь, можешь искалечить себе жизнь.

Об экономике и экономии, о зарплате и здравом смысле

Модернизация экономики требует серьезных инвестиций, но не только их – следует менять психологию.

Каждое явление чревато своей противоположностью, напомнил известный постулат вице-премьер. Высокий уровень социальной защиты чреват иждивенчеством. Анатолий Тозик знает, что такое труд: родился в полесской деревне, в жизни всего добился сам. Государство оплачивает частично услуги ЖКХ, детей учит бесплатно, лечит тоже – это расслабляет, человеку нет нужды выкладываться полностью. Для нас многое бесплатно, но, разумеется, ничего в мире бесплатного нет.

А что если деньги, которые государство доплачивает за коммунальные услуги, транспорт, трансформировать в зарплату, чтобы человек сам оплатил? Сегодня из стоимости коммунальных услуг – 1,5 миллиона рублей проживающая в двухкомнатной квартире семья платит  300–350 тысяч.

– Если бы мне миллион дали, я бы заплатил за услуги и сэкономил тысяч триста: думал бы, какие окна у меня стоят в квартире, какую лампочку зажечь.

– У нас единый мешок: что всыплем в него, то и высыплем, – образно сказал о бюджете заместитель премьер-министра.

Почему наш человек в среднем 13 раз в год посещает поликлинику, тогда как жители соседних стран – 5–7? Десятки людей посещают поликлиники более 200 раз в год.

Если материальная база бюджетной сферы более-менее достойная, то над повышением зарплаты учителя, врача, профессорско-преподавательского состава предстоит работать.

Однако всё будет зависеть от того, как будет функционировать экономика.

– Нам нужны деньги, которые зарабатываются, а не печатаются, – подчеркнул Анатолий Тозик.

Совет Министров на днях принял два постановления. Первое: на 10–15 процентов повысить зарплату всем сотрудникам детских садов, а для педагогов, которые имеют категорию, расширить «гармошку» оплаты труда. И второе, за счет которого стало возможным первое: родители будут оплачивать питание в детских садах в полном размере.

Экономика невозможна без экономии – вот почему упразднили вечерние школы. Такой же анахронизм – УПК. Поступай в профтехлицей – и получай специальность.

Посмотрите вокруг себя, задумайтесь, как рационально использовать ресурсы, – будет и зарплата, которую мы хотим, предложил Анатолий Тозик.

Государство создает условия, чтобы человек мог нормально заработать, получить медицинскую помощь, достойное образование. Однако оно не должно нести ответственность за то, что мы не хотим этим пользоваться, считает Анатолий Тозик.  До сих пор Анатолий Афанасьевич вспоминает однажды увиденную картину: человек весь в бинтах курит украдкой, прячется от врача. Ему категорически нельзя курить, но больной считает, что это обязанность врача вылечить, а не его – лечиться.

Так и некоторые родители считают, что школа – будто камера хранения, за всё, включая поведение их ребенка, несет ответственность учитель, целиком снимают с себя обязательства. Учитель должен учить, а дети – учиться – мнение Анатолия Афанасьевича.

– В Китае в классах по 50 учеников, а в старших и до 80. Вы можете представить такой класс у нас?

Многое предстоит переосмыслить исходя из здравого смысла.

Об образовании

Аудитория не могла обойти вниманием новые правила приема в вузы. Анатолий Тозик сказал, что они дают абитуриентам и учреждениям высшего образования больше вариантов для маневра. Если вам не хватило нескольких баллов, чтобы поступить в столичный вуз, а университет, скажем, в Гродно, недобрал студентов, можно «перебросить» документы туда или на другую специальность, по которой есть недобор.

Декан факультета педагогики и психологии БарГУ Зоя Козлова поделилась обеспокоенностью: с переходом на четырехлетнее обучение будущие учителя стали получать образование только по одной специальности. А в агрогородках учитель должен уметь подменить коллегу.

Над этим нужно подумать, иначе действительно возникнет проблема, ответил вице-премьер.

БарГУ интересовало будущее высшей школы в связи с присоединением к Болонскому процессу. Мы движемся в этом направлении, но аккуратно, чтобы не потерять то, что у нас есть. Надо обдумывать каждый шаг: больше приобретаем или теряем?

– Почему мы считаем, что если у других, то значит, лучше? – недоумевал заместитель премьера. – У нас уровень европейских университетов, не надо себя недооценивать. К нам едут учиться, мы могли бы и больше принять иностранцев, но тогда встанет вопрос с общежитиями.

О воспитании

Преподавателей волнует вытеснение дисциплин эстетического цикла из школьной программы.

– Находясь на посту, сделаю всё возможное, чтобы такие дисциплины вернулись, – высказался на этот счет заместитель премьера. – Считаю, что они формируют человека, красоту мышления.

А вот для воспитания гражданина, патриота, выразил свое мнение, отвечая на другой вопрос, Анатолий Тозик, не надо вводить дополнительных уроков. Патриот воспитывается и через физику, и через математику, может, в большей степени – через историю.

О самореализации

Не по проценту выпускников, поступивших в вуз, надо оценивать работу средней школы, а по количеству состоявшихся в жизни людей, считает Анатолий Тозик. Один реализует себя через мозги, а другой через руки. Родители, да и сам ученик должны к 9 классу определиться, для чего он создан. Если хочет развиваться в интеллектуальном направлении, пусть продолжает учебу в 10, 11 классе, если видит реализацию себя «через руки» – пусть поступает в ссуз. Если вдруг он пожелает дальше учиться, получать высшее образование, дорога для него не закрыта.

О БарГУ

– У меня два родных университета: БГУ и БарГУ, – сказал Анатолий Тозик. Анатолий Афанасьевич БарГУ не оканчивал, но может так говорить, потому что внес огромный вклад в создание и становление барановичского вуза. Вот и общаясь с Василием Кочурко в этот раз, Анатолий Тозик вспоминал день открытия университета.

– Когда Президент улетал, он позвонил нам с борта вертолета: «Поезжайте, посмотрите, наверное, там будем строить университет».

Анатолий Тозик тогда не мог представить, какой прекрасный учебный комплекс на улице Парковой получится из бывшего долгостроя.

– Большое спасибо строителям, проектировщикам, которые построили для вас, для страны такой университет.

Ректору БарГУ заместитель премьер-министра предложил подумать над включением в структуру вуза других учебных заведений по примеру Ляховичского государственного аграрного колледжа, в то же время посоветовал «гнаться не за количеством, а за качеством». Сказал, что в меру возможностей посодействует университету в привлечении абитуриентов из Китая.

Василий Кочурко поблагодарил за помощь, которую Анатолий Афанасьевич оказывал и оказывает БарГУ, и пригласил на 10-летие нашего университета.

Краткая справка «Нк»

Тозик Анатолий Афанасьевич. Родился в 1949 году в деревне Казанск Калинковичского района Гомельской области. В 1971 году окончил исторический факультет БГУ, затем – аспирантуру. Кандидат исторических наук, профессор.

До назначения в декабре 2010 года заместителем Премьер-министра Беларуси был Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Китайской Народной Республике, занимал должность председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и другие ответственные посты.



  • Мы в социальных сетях: