Наверх

Александр САКУТА: «Было странно, но не страшно»

26.04.2013 362 Наш край

Чернобыльская катастрофа, случившаяся 27 лет назад, стала для белорусов личной трагедией. Она унесла сотни жизней, вынудила бросить родные дома тысячи семей.

И кто знает, какие последствия ожидали бы всех нас, если бы с первых дней на борьбу со смертельной опасностью не встали они, люди, которые помогали вывозить жителей зараженных территорий, оказывали им помощь, трудились на сочащейся невидимым ядом станции.

Одним из тех, в чьей биографии появилась чернобыльская страница, стал Александр Александрович Сакута (в городе его знают как одного из самых уважаемых бывших сотрудников милиции). 

Тогда, в 1986 году, курсант школы милиции вместе со своими товарищами попал в сводный милицейский отряд, которому предстояло охранять отселенную территорию. Их разместили в школе деревни Бабчин.

Задача перед отрядом стояла простая: не пускать посторонних на отселенную 50-километровую зону вокруг Чернобыля. К числу таких «посторонних» относились и местные жители, выселенные из своих домов.

– До сих пор помню первые впечатления от зоны, – рассказывает Александр Александрович. – Добротные кирпичные дома, ухоженные, но уже слегка заросшие дворы – и пустота.  Всё время казалось, что вот-вот появятся люди, но этого не происходило. Зато время от времени на дорогу выходили дикие кабаны. Нет, страшно не было, но было очень странно видеть это.

Казалось бы, понимая опасность нахождения вблизи взорвавшейся станции, люди должны были обходить эту территорию за много верст. На деле все было не так: отряд милиции находил и задерживал мародеров – тех, кто хотел нажиться на человеческой беде, пытаясь вынести из зоны всё мало-мальски ценное – иконы, к примеру. 

– Сопротивления они не оказывали, но прятались от нас весьма умело, – вспоминает Александр Сакута. – Не раз приходилось вытаскивать мародеров даже из печки.

Из местного населения в отселенной зоне тоже оставалось по два-три человека на деревню. Как правило, это были весьма пожилые люди, которые не желали покидать родные дома. Милиционеры привозили им продукты (благо пайки им выдавались хорошие), а сами угощались у местных сочными фруктами. 

– Ну да, нас постоянно пугали радиацией, но знали о ней немного, а потому опасались, но не слишком, – говорит Александр Сакута. – Так что яблоки мы все ели с удовольствием: они в то лето уродились особенно крупными и сочными.

К счастью, такая неосторожность не аукнулась для него серьёзными последствиями. На свое здоровье Александр Александрович не жалуется. Нет, какие-то болячки есть, как и у любого человека, но с Чернобылем он их не связывает.

– Слава Богу, живы и здоровы и все те, с кем были в зоне отселения, – говорит Александр Сакута. – В городском отделе милиции на учете сегодня состоят 25 ветеранов, побывавших в свое время в Чернобыле.

О той странице своей биографии он ничуть не жалеет: «Благодаря Чернобылю у меня появилось много товарищей и друзей. Со многими общаюсь до сих пор».

P.S. Автор благодарит за содействие в организации интервью Геннадия Ждана – заместителя начальника Барановичского ГОВД.

 



  • Мы в социальных сетях: