15 февраля ‒ День памяти воинов-интернационалистов. Прошло 28 лет с тех пор, как в 1989 году последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударьи под Термезом – так завершился вывод советских войск из Афганистана. Афганская война считается самым кровопролитным вооруженным конфликтом со времен Великой Отечественной войны. Около 30 тысяч наших соотечественников проходили службу с 1979 по 1989-й на территории Афганистана.
Один из участников этой войны проживает в городе Барановичи – воин-интернационалист Зубик Павел Иосифович. Он рассказал о том, как Афганская война вошла в его жизнь.
Уроженец деревни Рогачи Ляховичского района, Павел Иосифович, как и многие советские мальчишки, увлекался легкой атлетикой и лыжным спортом. Окончив школу, учился в ПТУ, после учебы работал трактористом в колхозе.
С 1968 года по 1970-й Павел Иосифович проходил в советской армии срочную службу, за период которой довелось послужить в разных военных округах, начиная с Приволжского и заканчивая Уральским.
Отслужив два года, Павел Зубик некоторое время проработал на строительстве Ляховичского торфобрикетного завода в деревне Туховичи. В 1972 году он связал свою жизнь с армией. Службу проходил в различных должностях в 236-м полку, который базировался в Барановичах.
Служба в Афганистане…
В 1979 году в Демократическую Республику Афганистан вошли первые воинские формирования Советской Армии. В июне 1982 года был направлен на территорию Афганистана, в город Гардез, и Павел Иосифович. На тот момент ему было 33 года. Его включили в состав 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады, назначили на должность старшины первой десантно-штурмовой роты. На чужбине приходилось нелегко. Во-первых, было очень жарко, а во вторых, не хватало пресной воды, поэтому помыться в душе было роскошью.
‒ Воды катастрофически не хватало, вспоминает Павел Зубик. – Пили много, мучила жажда, по возможности старались постирать обмундирование. Иногда во время операций доводилось находить колодцы, но пить воду из них было категорически запрещено: высока была вероятность того, что ее могли отравить афганские моджахеды. Единственный плюс такой находки – это возможность постирать: если удавалось найти колодец, неприметно стирались, одежда на солнцепеке высыхала очень быстро.
Война с душманами, или духами, так их называли между собой советские военнослужащие, была не единственной задачей. Советские войска оказывали помощь регулярной армии Афганистана, а также охраняли и сопровождали колонны с необходимыми ресурсами.
‒ Мы ходили на операции, ‒ рассказывает Павел Иосифович. – Было сложно и очень опасно. Уходили не на день и не на два, а на полмесяца. Иногда приходилось попадать под обстрелы. Трудность доставляло незнание местности. Душманы знают свою территорию, знают каждую тропинку и каждый куст. Поэтому воевать с ними было нелегко. Во время операций находили целые тайники с оружием и боеприпасами, нашей задачей было их уничтожить.
Сопровождение колонн было одной из важнейших стратегических задач. В составе колонн передвигались грузовики с топливом, боеприпасами и необходимыми ресурсами.
‒ Наша рота участвовала в сопровождении колон, ‒ вспоминает Павел Иосифович. Маршрут проходил по дороге Гардез ‒ Кабул, там шли машины с боеприпасами и обеспечением. Духи часто обстреливали колонны, а когда вели обстрел из гранатомета, целились в бензовозы, которые обычно шли впереди. Если попадут, тогда всё ‒ машина с горючим пылает, а колонна стоит. Было проще, когда в сопровождении был танк Т-55. Если машину подрывали, водитель выскакивал, забирал обмундирование и пересаживался, а танк просто сдвигал горящую машину в пропасть ‒ и движение продолжалось.
Между боями…
‒ Электричества в Афганистане не было, ‒ продолжает Павел Иосифович. ‒ Но у нас стоял дизель-генератор для обеспечения электричеством, и в свободное время мы смотрели телевизор. Как-то раз приезжали с концертом артисты Ростовской филармонии. Иногда перед нами выступали местные творческие коллективы из Кабула. Еще мы делали блоки из глины…
Делали углубление и заливали водой, потом наши ребята растаптывали глину ногами ‒ получалась вязкая масса, которую помещали в пустые ящики от боеприпасов. Там она застывала ‒ и получались блоки. Из этих блоков построили каптерку и канцелярию.
Немного об афганском народе…
‒ Что примечательно, афганцы очень трудолюбивый народ. Целый день с тяпками в руках: почва у них твердая, приходится ее обрабатывать, а это нелегкий труд. Что характерно для афганцев, первое они никогда не ели. Обычно пьют чай. Чай у них очень вкусный, и к тому же утоляет жажду. Каждый день в 12 часов ‒ традиционная молитва, ее они никогда не пропускали. Стоит, допустим, на горе военный афганец и службу несет, а как наступает
полдень, раскладывает коврик, автомат кладет на землю и молится. Вот такой он, афганский народ.
‒ Традиции афганского народа мы уважали. Например, запрещено было заглядывать под паранджу. А кто там знает, женщина это или переодетый мужчина прячется. И такое могло быть.
‒ Служить было легко, ‒ вспоминает Павел Иосифович. ‒ Были хорошие товарищи. Но на войне как на войне: без суеверия никуда. Например, перед операцией нельзя было строить планы. Были случаи, кто-нибудь из ребят скажет: «Вот схожу на операцию, вернусь ‒ и домой планирую поехать, жену увидеть хочу», а с операции он уже не возвращается. И такое случалось. Иногда бывало хорошо. Если бы не убивали – служить можно.
В 1983 году Павел Иосифович был награжден медалью «За отвагу». Службу в Афганистане он закончил в июне 1984-го. После этого его ждал родной танковый полк в Барановичах, где он прослужил два года. Дальше ‒ четыре года в Монголии, где он получил медаль «За отличие в воинской службе II степени», будучи старшиной стартовой батареи. Окончательным местом службы стала 120-я зенитная ракетная бригада, в которой Павел Иосифович был командиром хозяйственного взвода. Сейчас он работает здесь же в этой же бригаде заведующим продовольственным складом.
Сын Игорь решил пойти по стопам отца и выбрал военную службу. Майор Игорь Зубик проходит службу в Министерстве обороны.
Юрий ПРОКОРЫМ.