В этом году белорусской адвокатуре исполняется 95 лет. Прежде чем получить общественное признание и занять достойное место в ряду правоохранительной системы, адвокатура прошла большой и нелегкий исторический путь развития. Сегодня адвокатура – это правовой институт, призванный осуществлять правозащитную деятельность на профессиональной основе, оказывать правовую помощь всем, кто в этом нуждается, служить принципам законности и справедливости.
Накануне профессионального праздника мы встретились с адвокатами юридической консультации Барановичского района и города Барановичи. «Нашему краю» они рассказали о профессии и о себе.
Татьяна ОСИПЕНКО:
– Когда я оканчивала школу, планировала стать медиком или юристом. Это были самые престижные профессии на тот момент, и мне, медалистке, другие трудовые пути интересными не казались. После глубоких размышлений остановила выбор на юридической стезе и следую по ней с 1988 года, когда после окончания университета попала по распределению в Брестскую областную коллегию адвокатов.
Становлению меня как юриста и адвоката способствовали мои наставники. В Минске это был Заир Заирович Азгур. Позже, в Барановичах, – Марк Маркович Езерский. А сегодня я сама уже выступаю наставником для молодых коллег…
Нас часто спрашивают: не сложно ли продолжать по-доброму общаться с коллегой после заседания суда, на котором вы представляете противоборствующие стороны? Отвечаю однозначно: нет, не сложно. Потому что переносить интересы клиентов на личные отношения с коллегами нельзя, и мы этого не делаем.
Все дела, с которыми приходится работать, интересны для меня по-своему. Однако самыми запоминающимися становятся дела, в которых удалось по-настоящему помочь клиенту. Некоторое время назад я защищала обвиняемого в убийстве жены, которое случилось в Ляховичском районе. По делу удалось установить истину и показать обвиняемого не таким уж плохим человеком.
Выяснилось, что много лет он терпел пьющую супругу, которая нигде не работала, устраивала скандалы. Во время очередного из них он нанес жене множественные травмы, от которых женщина и скончалась. Да, пьянство супруги не оправдывает её мужа, но дает возможность увидеть случившееся совсем под другим углом. И вынести приговор, отталкиваясь от минимума наказания, а не от максимума.
А накануне профессионального праздника хочу поздравить всех своих коллег и пожелать им здоровья, благополучия, успехов в работе и счастья в семьях.
Светлана ЛОДЫГА:
– Выбирала профессию я с учетом мнения и опыта моей мамы, которая тоже работает адвокатом. По сути, выбор этот для меня был очевиден, и, как показала дальнейшая жизнь, я с ним не ошиблась.
Назвать нашу профессию спокойной или скучной никак нельзя. Зачастую дело, над которым работаешь, вызывает яркие эмоциональные переживания, заставляет волноваться. Особенно когда речь идет о сложных делах, полностью абстрагироваться от проблемы, не думать о переживаниях клиента и не сопереживать ему – тяжело, практически невозможно, психологическая атмосфера сказывается и на адвокате. Хотя с точки зрения профессионализма правильнее не поддаваться чувствам и эмоциям, сделать это удается не всегда.
Сложно понять, когда по делам о разделе имущества сторонами спора являются близкие родственники, например брат и сестра, которые могут много лет делить незначительные материальные блага, оставшиеся в наследство от родителей, и теряют при этом нечто куда более важное: родственные отношения, семейную поддержку, разрушают саму семью.
Но особую сложность с психологической точки зрения представляют дела семейные, в частности споры о детях. Когда видишь, что родители, которые уже не испытывают чувств друг к другу как супруги, но искренне продолжают любить своих детей, не могут найти компромисс в вопросах дальнейшего их воспитания и начинают судебные споры в стремлении во что бы то ни стало добиться решения в свою пользу, порой забывая о чувствах детей, абстрагироваться от ситуации сложно.
Кстати сказать, ситуация борьбы за детей ранее была совсем не характерна для нашего общества. Еще лет 10 назад отцы спокойно принимали тот факт, что ребенок останется жить с бывшей женой. Сегодня же всё в корне изменилось и папы готовы отстаивать свои права. В последнее время в Беларуси даже появилось общественное объединение «Защита прав отцов и детей». Да и суды уже не спешат однозначно занимать сторону женщины, матери. Отмечу, что и в моей практике есть дела, когда удавалось добиться передачи ребенка отцу.
Данута СМОРЩЕК:
– Адвокатом я стала, можно сказать, случайно. Однако рада, что судьба сложилась именно так, как сложилась. 12 июля будет 39 лет, как я являюсь адвокатом.
Конечно, за эти годы были всякие дела. Поскольку у барановичских адвокатов нет узкой специализации, работать приходится и с уголовными, и с гражданскими делами, и трудовыми спорами заниматься, и жилищные, земельные проблемы решать.
Наша работа не дает возможности расслабиться, остановиться в своем развитии, ведь законодательство меняется постоянно, и каждый юрист, а адвокат – тем более, должен быть в курсе этих изменений.
Конечно, сегодня, когда появилась сеть Интернет, есть электронные правовые базы, работать стало проще. А когда я только начинала свою практику, случалось, приходилось много потрудиться, чтобы найти нужный нормативный или правовой акт.
Работая адвокатом, я поняла, что не все можно оценить деньгами. Настоящее удовлетворение получаешь не от материальных благ, а от успеха в своем деле. Когда добиваешься того решения суда, которое необходимо клиенту, чувствуешь радость.
Так было и в тот раз, когда мне удалось добиться признания недействительным договора мены, заключенного пожилой женщиной. В ходе изучения документов и во время разговора с ней я поняла, что в процессе заключения этого договора речь шла о заблуждении с элементами обмана. Одинокая женщина, перенесшая инсульт, со слабым зрением, подписала договор, обменяв свою благоустроенную двухкомнатную квартиру на долю в жилом доме с массой дефектов. По сути, цены жилых помещений были совсем неравнозначными, однако нам пришлось пройти несколько судов, чтобы признать договор недействительным. В общей сложности тяжба длилась около четырех лет.
Раиса ГАЛИЕВСКАЯ:
– Мой отец работал судебным исполнителем. Вот и я, глядя на него, захотела стать юристом. Поэтому после школы решила поступать в БГУ на юридический факультет. Молодежь сегодня не знает, что в то время это было единственное высшее учебное заведение, в котором готовили юристов. Поступить туда было очень престижно и крайне сложно. Но меня в жизни сложности только подстегивали, поэтому поступать именно туда захотелось еще больше. И с этой задачей я справилась.
Самыми интересными, на мой взгляд, являются сложные дела, которые заставляют искать новую информацию, анализировать, повышать свой профессиональный уровень.
У каждого адвоката бывают дела, которые запоминаются надолго. В частности, всегда запоминаются оправдательные приговоры. В моей практике было несколько дел, по результатам рассмотрения которых были вынесены оправдательные приговоры. Последний случай произошел несколько лет назад, когда мне удалось доказать, что со стороны водителя одного из предприятий города не было допущено злоупотреблений в части необоснованного расходования командировочных средств. Конечно, добиться этого было совсем нелегко, пришлось проанализировать массу информации, изучить сотни документов, свести всё воедино. У меня получилось, и это очень приятно.
А еще мне хотелось бы сказать жителям города и района: обращайтесь за советом к адвокатам. Особенно если планируете принять важное решение, заключить сделку. Например, поинтересуйтесь последствиями заключения договора дарения до того, как решитесь сделать это. Ведь потом бывает очень сложно, а иногда и невозможно отменить принятое решение.
Ирина СОСНИНА.