Сразу два наших педагога стали победителями областного этапа конкурса профмастерства «Учитель года Республики Беларусь» – такого успеха Барановичи педагогические ещё не знали. Наталья Швед и Светлана Шкурко представят наш город на финальном этапе конкурса после каникул, в сентябре.
А перед этим мы решили лучше познакомить читателей с нашими учителями года, обратившись к ним с несколькими вопросами.
1. Кого бы вы назвали учителем номер один в вашей жизни?
2. Чем запомнятся ваши уроки ребятам, и что они извлекут из них, когда повзрослеют?
3. Какие предметы вам нравились, когда учились в школе?
4. Вы пришли преподавать в незнакомый класс, а один ученик категорически не хочет вас слушать. Ваши действия?
5. Дома, в своей семье, вы остаетесь учителем? Если да, кого наставляете и как?
Отвечает Светлана ШКУРКО, учитель изобразительного искусства средней школы № 17:
1. Я бы утверждала: есть учителя, а есть учители, то есть духовные наставники. Это мои родители: их старания заложили во мне духовную основу. И первая моя учительница Тамара Николаевна Суббота, которая научила смотреть на выбранную позже профессию через призму ответственности за судьбу детей, быть творческой личностью и любить своих учеников.
2. Убеждена, что мои уроки для учеников – своеобразные проходные билеты в любой вид деятельности, который они для себя выберут. Ведь в будущем перед каждым из них, независимо от профессии, стоит задача преображать мир. Стараюсь научить их это делать бережно, вдумчиво, оригинально, чтобы вместо бессмысленной распущенности, являющей себя в виде граффити на городских стенах, появлялись настоящие шедевры.
Создать их невозможно без доброты, уважения друг к другу, умения удивляться простому, замечать незаметное. Хотела бы научить ребят раскрашивать свою жизнь, какой бы бесцветной она ни казалась.
3. В годы, когда я училась в средней школе № 7, в ней работали великие люди, которые могли увлечь своим предметом, поэтому выделить какой-то любимый мне трудно. А вот во время учебы в Барановичском педколледже я выбрала будущую специальность, о чем ничуть не пожалела.
4. Всегда говорю: если учителя не слушают дети, проблема не в них, а в педагоге. Надо задуматься: может, уроки ты ведешь скучно, монотонно, однообразно. Сделать обычное необычным – это и есть мастерство.
У меня случаи, когда ученики отвлекаются на что-то постороннее, редки. Если бы такое произошло на моем уроке, я бы тихонько подошла к ученику, спросила бы, чем ему помочь, и увлекла бы его работой.
5. Не могу, переступив порог школы, забыть о профессии. Поэтому смело утверждаю, что и дома я учитель. Не считаю, что это плохо: ведь ответственность за моего ребенка на мне. Задаюсь вопросом: какой будет моя дочка, когда вырастет? Что скажут о ней люди? Поэтому приходится наставлять, иногда стыдить. Это нормально. Это жизнь. Считаю, что так и должно быть.
Отвечает Наталья ШВЕД, учитель белорусского языка и литературы средней школы № 16:
1. В жизни каждого человека встречается много учителей, наставников – тех, кто помог дельным советом, изменил ход твоих мыслей. Но есть и учитель № 1. Для меня это Аркадий Антонович Комар, мой учитель белорусского языка и литературы. Как родители учат маленького ребенка разговаривать – непринужденно, с заботой, вниманием, так и Аркадий Антонович учил нас родному языку. Для него это был не просто язык, на котором можно говорить, но и язык, на котором можно творить, высказать всё, что волнует твою душу и сердце, сделать это художественно, выразительно.
2. Если знания не применяются на практике, они рассеиваются, как дымка. На моих уроках самое главное – не то, чтобы ребята запомнили, какие части речи есть в языке, а то, какие вынесут они важные для их будущей жизни утверждения. Например: «Верь в результат, в его динамику». Уроки для меня – соприкосновение с душой ребенка. Если в момент этого взаимодействия учителю удастся, не повредив ни одной струны души, затронуть её, появится гармония, а это и есть ценность для обеих сторон. На моем уроке ребята учатся общаться, рассказывать, думать. Мыслящий человек – большая ценность.
3. Из того, что уже сказала, видится закономерным, почему я стала учителем белорусского языка и литературы. Добавлю:
обучение в школе, в которой я училась, шло на белорусском языке. А уроки литературы были предметом, на котором каждый мог фантазировать, мечтать, поэтому и выбрала филологию.
4. Вообще, решение зависит от конкретной ситуации. Единого верного способа, наверное, нет. Но, когда ребенок не хочет слушать учителя, что это? Попытка заявить о себе, обратить на себя внимание взрослого. Так, может быть, и дать возможность непослушному ученику сыграть партию первой скрипки? Предложить поменяться с учителем местами, например. Из моих наблюдений, ребятам это очень нравится.
5. Дома я в первую очередь учитель для себя. Я постоянно учусь. Не обязательно в направлении своей профессии. Стараюсь узнать больше. Члены семьи, когда чувствуют энергетику человека, который радуется тому, что что-то получилось, охотно присоединяются и учатся тоже.