«Брестгипрозем», с которым связала судьбу Елена Дрозд (она работала в барановичской проектной группе), когда-то назывался Брестской земэкспедицией. Сплошной экспедицией по просторам земли стала для Елены Ивановны избранная профессия. Достигнув пенсионного возраста, женщина еще восемь лет несла нелегкую ношу землеустроителя. С должности исполняющей обязанности заведующего отделом по земельной реформе и землеустройству райисполкома ушла на отдых, воспитав себе достойную замену.
Стечение обстоятельств
Она сразу выделила среди молодых кадров Андрея Доморацкого – толкового, умного, старательного. «В нашем отделе надо было вертеться, как белка в колесе, – говорит моя собеседница. – У Андрея всё получалось без огрехов». Он успешно возглавлял районную землеустроительную службу, продвигался по карьерной лестнице. Не так давно Елена Ивановна поздравила его по телефону с очередным высоким постом – заместителя председателя Минского горисполкома. Она радуется за него, как за собственного сына (у Елены Ивановны две дочери).
Сегодня у землеустроителей профессиональный праздник. Любопытный факт отметила Елена Дрозд: многие приходили в эту профессию случайно, но потом любили ее всей душой. И тот же Андрей Доморацкий стал землеустроителем по стечению обстоятельств, и Виктор Нагорный, руководивший районным землеустройством в семидесятые годы, и Роберт Пялинок, являвшийся организатором аналогичной службы в городе. Да и сама Елена Ивановна поступила в землеустроительный техникум только потому, что закрылось педучилище, где она, деревенская девочка из многодетной семьи, мечтала учиться.
Тогда она понятия не имела, что такое землеустройство. Четыре года в техникуме запомнились обилием черчения, усидчивым изучением аэрофотогеодезии и других специальных предметов, стоянием в очередях за хлебом (время было голодным), ежегодной практикой. Во время практики в колхозе они с подружкой в три часа ночи пошли проверять обмеры, полагая, что допустили ошибку. Но ошибки не было – всё изначально сделали правильно.
В годы учебы она добровольцем поехала на целину убирать урожай. Неделю их группа добиралась в товарняке до Казахстана. Трудились на токах по двенадцать часов в сутки, перелопачивали горы зерна, жили в вагончиках. Елена заработала 24 пуда пшеницы, обрадовала родителей этой материальной поддержкой. Они гордились дочкой.
Герой не знал, что он – герой
В Барановичах она оказалась после распределения. Попала в землеустроительный отряд, которым руководил Петр Бажин. Елена Ивановна называет его человеком с большой буквы. За форсирование Днепра ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он об этом не знал. Награда нашла героя в 1961 году, через шестнадцать лет после окончания войны. Золотую Звезду Петр Бажин носить стеснялся, был очень скромным.
Первым колхозом, куда руководитель отряда послал недавнюю выпускницу техникума, стал «17 Сентября». До зимы предстояло обойти окружную границу хозяйства, сделать внутреннее дешифрование. Елена работала в паре с подругой, жили в Перховичах на частной квартире. Председатель колхоза проявил заботу и дружелюбие, распорядился выписывать им молоко с фермы. С ним же обсуждался ход дела. А по вечерам девушки на танцы в клуб ходили.
До зимы они выполнили бумажную работу и поставили столбы по границе колхоза. А вот холмики вокруг столбов не успели насыпать – земля замерзла, снег выпал. Доделывали «хвосты» весной, мотаясь по выходным в отдаленное хозяйство.
Пролетели годы, и ушел из жизни тот председатель колхоза. Елена Ивановна, выезжая на район, находила время, чтоб посетить его могилу, положить на нее букетик полевых цветов. Она помнит всех людей, у которых училась лучшим человеческим качествам.
«Как быстро вы управляетесь!»
Уроки мастерства в профессии получала от опытных землеустроителей Николая Ажгирея и Петра Михана. Первый приезжал на работу в Барановичи из Городища, второй – из Ганцевичей. Их трудолюбию и скрупулезности можно было позавидовать.
В колхозы-совхозы добирались своим ходом, нередко пешком, таская на плечах теодолит и треногу для него. После «17 Сентября» Елене достался колхоз имени Кирова. Занималась обновлением планового материала, представлением новых экспликаций. Опять же столбы следовало ставить. Без подсобных рабочих было не обойтись. А где их взять? Все колхозники копали картофель – в хозяйстве стояла горячая пора. Но Елену выручал бригадир Леонид Ковалев (будущий председатель «Зари»), выделял людей. Она была ему благодарна. Посторонний прохожий, увидев, как она работает с теодолитом на обмере колхозной земли, удивился: «Как быстро вы управляетесь!» У Елены потихоньку накапливался опыт.
После Петра Бажина руководителем барановичских землеустроителей стала Ирина Стрельцова, умная, красивая женщина, готовая оказать помощь коллегам, особенно молодым кадрам. Она рано ушла из жизни от неизлечимой болезни.
Честность и уважительное отношение к людям были главными атрибутами их профессии. В восьмидесятые годы у землеустроителей появилось новое дело – разбивка и проектирование дачных участков. «Более 150 гектаров отвели под садоводческие товарищества в Полонке, – вспоминает Елена Ивановна. – Народ к нам шел без конца, люди хотели иметь дачи. Днями и ночами мы изготавливали проекты. Теперь интерес к дачным участкам схлынул».
На новом месте
В 1991 году Елену Дрозд уговорили перейти на работу из проектной группы «Брестгипрозема» в отдел по земельной реформе и землеустройству райисполкома. Заведующий отделом Николай Митилович собрался в отпуск, уверенный в том, что Елена Ивановна на новом месте справится без него. Она и впрямь справилась.
Она отводила землю первым барановичским фермерам Викентию Радошу, Валерию Скопцу, Сергею Матусу, Кузьме Былинскому, с уважением относилась к частникам, умеющим хозяйствовать на земле.
Фотография Елены Дрозд висела на Доске Почета в Барановичах и Бресте. Звание «Ударник коммунистического труда», которого была удостоена, удивительно ей подходило. Она являлась ударником в своем деле, могла трудиться за идею, отличалась оптимизмом.
– Мама и в семье такая, – рассказывает младшая дочь Татьяна. – Она наша палочка-выручалочка, заражает нас жизнелюбием.
Считая профессию землеустроителя самой нужной и лучшей, Елена Ивановна даже внукам советовала ее выбрать. Но те пошли на воинские специальности.
В прошлом году «Брестгипрозем» занялся созданием своего музея. Обратились за помощью к Елене Ивановне: кто, как не она, знает историю землеустройства в области и конкретно в барановичском крае? Ведь этому делу посвящена вся жизнь. Елена Дрозд передала в музей имевшиеся у нее фотоснимки разных лет.
Она помнит, как когда-то старший коллега Николай Ажгирей встретил их, выпускниц землеустроительного техникума, в Барановичах словами: «И чего вы приехали на эту работу? Всё уже сделано и без вас!» «А на самом деле, – говорит Елена Ивановна, – я 43 года проработала, другие пришли после меня, а работа землеустроителя всё не кончается».