История Барановичей началась во второй половине XIX века.
Как свидетельствует телеграмма начальнику Московско-Брестской железной дороги Викбергу, именно 16 ноября (или 29 ноября по новому стилю) 1871 года ранним утром станция 3-го класса Барановичи Московско-Брестской (Александровской) железной дороги отправила на Брест товарно-пассажирский поезд, следующий из Смоленска. Это был первый железнодорожный состав, который открыл регулярное движение поездов на только что завершенном участке новой железной дороги. А дата 29 ноября 1871 года положила начало летоисчислению города Барановичи.
В 1882 году в «Географическом словаре» можно было прочитать: «Барановичи – село в Новогрудском уезде, жителей 150. В версте от него лежит ст. Барановичи между Лесной и Погорельцами».
В 1884 году в двух с половиной километрах на восток от действующей станции Барановичи Московско-Брестскую железную дорогу пересекли рельсы еще одной – Вильно-Ровенской – железной дороги. На одном из её участков возникла станция, получившая всё то же название – Барановичи. Тогда же, в 1884 году, была построена железнодорожная ветка, соединившая обе станции. В 1886 году создано управление Полесских железных дорог, в которое вошла Вильно-Ровенская дорога, а новая железнодорожная станция стала называться станция Барановичи Полесских железных дорог. В этом же году сдаётся в эксплуатацию ещё одна линия Полесских железных дорог – Барановичи-Белосток. В результате Барановичи становятся железнодорожным узлом, который связывает важнейшие экономические центры страны.
Через земли имения Барановичи, принадлежащего генералу Гарновскому, в 1871 году прошла часть линии Московско-Брестской железной дороги. Здесь же была обустроена и новая станция с таким же названием – Барановичи. Затем имение по неизвестным причинам было продано московскому купцу Егору Кузнецову. В 1881 году новой хозяйкой имения, земли которого с севера и юга подступали к Московско-Брестской железной дороге в районе одноименной станции, становится графиня Е.А. Розвадовская.
Рядом с деревянным зданием вокзала Барановичи Московско-Брестской железной дороги, паровозными мастерскими, которые со временем переросли в депо, на землях имения Барановичи стал быстро расти жилой посёлок. На земельных участках, арендуемых за довольно высокую плату у Розвадовских, строили свои дома служащие и рабочие-железнодорожники, торговцы, ремесленники. Толчком для более интенсивного заселения и развития района, примыкающего к этой станции, послужило ходатайство графини Розвадовской перед губернским Минском об основании на землях имения Барановичи местечка. Ходатайство было удовлетворено, и 27 мая 1884 года минский губернатор Петров подписал составленный графом И.А. Розвадовским план застройки местечка, получившего название Розвадово (Старые Барановичи).
Другое поселение (второй центр, вокруг которого формировался будущий город) – Новые Барановичи, сформировавшееся на землях деревень Светиловичи, Гирово, Узноги, разместилось возле станции Барановичи-Полесские. Более выгодные, чем на землях Розвадовских, условия аренды и близость административных учреждений способствовали его стремительному росту. В 1902 году число домовладений здесь достигло 414 с количеством проживающих 5 750 человек, в местечке Розвадово – 290 домовладений с 3 200 жителями.
Постепенное увеличение территорий местечка Розвадово и поселения Новые Барановичи к началу ХХ века привело к их слиянию в единое целое – поселение Барановичи-Розвадово или просто Барановичи Новогрудского уезда Минской губернии. Возникнув на перекрёстке железнодорожных магистралей, связавших центральные губернии России с её западными границами, а Украину – с портами Балтики, к концу XIX века Барановичи превратились в крупный железнодорожный узел на западных окраинах Российской империи, в один из крупнейших торгово-промышленных центров в регионе, с количеством жителей, превышающим население многих городов Минской губернии, и в том числе уездного города Новогрудка.
Ирина Сайко, старший научный сотрудник Барановичского краеведческого музея.