Еще вчера, кажется, воспитанник первой барановичской гимназии Иван Гук вальсировал на выпускном балу, встречал с одноклассниками рассвет, а прошло с той поры уже семь лет.
За этот промежуток времени юноша заметно окреп и возмужал: успешно окончил Белорусскую военную академию, стал офицером, освоил истребитель МиГ-29, на котором недавно преодолел сверхзвуковой барьер, выполнил первые полеты в стратосфере.
«Тот, кто прямо с детства дружит с небесами, не предаст вовек свою первую мечту…» Эти слова из популярной песни об авиаторах можно отнести и в адрес молодого военного летчика Ивана Гука.
Профессию защитника Отечества Иван выбирал по примеру отца и деда. Отец служил в войсках ПВО, уволился в запас подполковником с должности заместителя начальника штаба – начальника оперативного отдела 8-й радиотехнической бригады. А дед, душой и сердцем прикипевший к Дальней авиации, после окончания срочной армейской службы остался на сверхсрочную – не один год летал на сверхзвуковом ракетоносце-бомбардировщике Ту-22 в качестве бортового стрелка-радиста. Сегодня их дело достойно продолжает сын и внук – старший лейтенант, старший летчик.
Первый раз Иван Гук поднялся в небо на планере Л-13, затем курсанты академии приобретали навыки пилотирования на других, более совершенных летательных аппаратах – самолетах Як-52 и Л-39. А в 61-й истребительной авиабазе, пройдя наравне с другими выпускниками академии программу переучивания, Иван уверенно освоил боевую крылатую машину – истребитель МиГ-29.
Сегодня в багаже молодого летчика, проведшего в небе уже около 270 часов, твердые навыки полетов по маршруту, полеты на сложный пилотаж и перехваты воздушных целей в облаках на средних высотах, перехваты в стратосфере.
В сентябре прошлого года Иван Гук и его коллеги-ровесники Вадим Леоновец, Дмитрий Велько и Вячеслав Завацкий успешно сдали свой первый экзамен на боевую зрелость – пуски управляемых ракет по воздушным мишеням на российском полигоне Ашулук выполнили на «отлично».
– Осталось выполнить упражнения по перехвату целей в облаках на малых высотах, отработать сложный пилотаж в вертикальной и наклонной плоскостях, и получу допуск к повышению классной квалификации, – говорит Иван Гук. – При условии интенсивных полетов в течение двух-трех недель эта задача, считаю, вполне выполнима. Сдам на 3-й класс – получу право нести боевое дежурство наравне с опытными летчиками авиабазы, активнее участвовать в летно-тактических учениях, отрабатывать более сложные упражнения, в том числе и по уничтожению наземных целей – бомбометание на полигоне.
О том, что связал свою жизнь с военной авиацией, нисколько не жалею. В этой профессии романтики предостаточно. Однако это не главное. Каждый летчик, думаю, со временем приходит к пониманию, что в нашем деле на первом месте стоит все-таки не романтика, а труд – большой, повседневный, кропотливый, сопряженный с риском. Ведь от того, как летчик отнесется к предполетной подготовке на земле, напрямую зависит успех выполнения реального полетного задания.
А профессиональному совершенству нет предела. В этом большую помощь нам оказывает тренажер – дает возможность на земле в деталях отрабатывать технику пилотирования, распределение внимания летчика при посадке самолета. А еще больше помогают наши опытные наставники – командир авиационной эскадрильи подполковник Алексей Сорокин, командир авиационного звена Андрей Плехневич. Нам, молодым летчикам, всегда импонируют их опыт, чувство такта, доброжелательность, объективность оценки наших стараний. Спасибо им за передачу бесценного опыта и добрую школу.
…На земле не успеешь жениться, а на небе жены не найдешь… Следуя этому неписаному закону авиаторов, в августе прошлого года и герой нашего повествования распрощался с холостяцкой жизнью – предложил девушке из Барановичей руку и сердце. Марина, преподаватель детской музыкальной школы искусств, ответила согласием.
Молодой супружеской паре предоставили служебное жилье. Основа семейного гнездышка есть, а дальше, как считают Иван и Марина, все зависит от взаимности чувств, желаний и стремлений. И от верности любимой работе, которой посвятил жизнь.
Николай РАКИТНЫЙ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.