«Всё в жизни зависит от самого человека»
Александр САХАНЬКО, мастер ремонтно-механического участка автоагрегатного завода:
– Звание профессионала своего дела надо заслужить трудом и только трудом. Очень рано ушла из жизни мама, потом меня воспитывала другая женщина, новая жена отца, и я уже тогда понял, что вся моя жизнь зависит только от меня, что кроме самого себя надеяться не на кого.
Когда-то на заводе станочником работал мой отец, его фотография висела на Доске почета предприятия. Мы жили в Южном микрорайоне, и как многие сверстники, я устроился на работу на автоагрегатный завод, поближе к дому. А вообще на автоагрегатный завод, который стал моей судьбой, я приходил трижды. Первый раз – трактористом после окончания Новомышского ПТУ. Потом призвали в армию. Отчаянный тогда был, как все молодые, многого не понимал, не мыслил глубоко. Серьезную школу жизни прошел в Афганистане. Афган и на мне оставил свои шрамы. Память о той страшной, жестокой войне, где погибли товарищи, храню до сих пор.
Демобилизовавшись, вернулся на завод, уже слесарем, в ремонтно-механический цех. Работал хорошо, старался, но всё хотелось большего. Как-то по телевизору увидел объявление, что идет набор сезонных рабочих в Иркутскую область, и решил махнуть за длинным рублем. Начальник цеха Александр Михайлович Дудинов, к сожалению уже покойный, увольнять меня категорически отказывался. При этом настойчиво повторял: «Учти, назад не возьму!» Но что мне было слушать эти слова, если так манили обещанные 500 рублей, в то время как на заводе получал 160.
На заработках понял еще одну простую истину: просто так деньги никто не платит. Да, 500 рублей я заработал на месте вздымщика живицы, но так вкалывал, что руки пухли. Вернулся на автоагрегатный завод, а начальник цеха встретил: «Я ж тебе говорил, что не буду брать!». Но наш Александр Михайлович классный мужик был, простой, открытый, работящий, уважал людей, и его люди уважали. Взял. Потом, когда создавал свою команду, рекомендовал меня в мастера. Так что с 1986-го я тружусь на заводе и больше никаких попыток не делаю уволиться, разве что во время отпуска пару раз подрабатывал. А потом занялся пчелками, чтобы семейный бюджет укрепить, сейчас люблю возиться с ними для души.
Кстати, когда женился, завод предоставил малосемейку, потом я вступил в заводской кооператив, построил квартиру. Мне нравится и предприятие, и работа, и зарплата. Хотя человек устроен так, что в плане заработка чаще всего считает, что достоин большего. А я думаю: надо реально смотреть на вещи и на других. Тебе, например, кажется, что ты вкалываешь, а я посмотрю на свою жену Жанну Николаевну, которая на заводе работает кладовщиком, и думаю: вот где трудяга!
У меня много подопечных, учеников лицеев профтехобразования, которые проходят у нас практику. Они точно такие же, какими в молодости были мы. Есть такие толковые ребята, за которых я готов уже сегодня просить, чтобы их взяли на производство. Молодцы! Мы относимся к ним точно так же, как когда-то относились к нам старшие товарищи. Если стараешься, не филонишь, тебя уважают, ценят. Так было всегда.
Казалось бы, всё в жизни у меня сложилось: хорошая работа, замечательная семья, достойные дети (сын преподает в Брестском техническом университете, дочь – фармацевт в Минске), квартира, и дерево на даче не одно посадил, а вот еще чего-то хочется. Моя деятельная натура не дает покоя. Хотелось бы дом построить, людей в обществе примирить. Чтобы, как когда-то, всех объединял простой и вместе с тем такой емкий лозунг «Мир! Труд! Май!».
«Работа трудна, пока её не полюбишь»
Владимир ГЕЦМАН, облицовщик-плиточник СУ-186 стройтреста № 25:
– В жизни мне пришлось многим заниматься, пробовать себя в разных профессиях. В молодости семь лет в Тюмени дороги строил. Цену труду познал рано. В 90-х вернулся домой, в Барановичи, и здесь осел. Работал на хлопчатобумажном объединении, на «Дипризе», но затем решил кардинально изменить свою жизнь и переквалифицировался.
Специальность облицовщика-плиточника выбрал, чего скрывать, из-за того, что она хорошо оплачиваемая и востребованная. Можно было, конечно, работать на себя, стать индивидуальным предпринимателем, но я привык быть в коллективе. 13 лет назад пришел в СУ-186 стройтреста № 25 и по сей день работаю здесь с удовольствием. Через полгода после трудоустройства назначили бригадиром. В нашем маленьком коллективе шесть человек, все ребята разные, но трудолюбивые, ответственные, своё дело знают и делают его на совесть. Сейчас у нас на практике учащийся лицея строителей. Парень молодой, старательный, работает хорошо, самостоятельно, набирается опыта. Да и вообще молодежи в строительных управлениях хватает. Так что смена подрастает.
В нашей бригаде только мужчины – труд плиточника не из легких. Но когда работа нравится, приносит удовлетворение и материальное, и моральное, на сложностях не зацикливаешься. Как говорят, работа трудна до тех пор, пока её не полюбишь.
А как не полюбить профессию строителя, если к тому же она такая многогранная?! Одного жилья сколько за это время введено! Честно говоря, на облицовке квартир работа более однотипная, монотонная, предсказуемая что ли. Другое дело ‒ интересные социальные объекты, когда ни один не похож на другой. Гинекологический корпус родильного дома, станция скорой помощи, торговый комплекс «Центральный», два детских садика в Боровках, теперь на отделке школы трудимся – очень интересно. Всегда испытываю чувство гордости, что во многих барановичских новостройках есть частичка моего труда. Вижу, как многие мамы и папы с детьми гуляют вокруг школы, любуются объектом, что-то показывают, обсуждают. Уже представляю, как многие ребятишки займут места за партами в школе рядом с домом. Только вот думаю: еще бы одну такую в этом микрорайоне построить не мешало. Вон сколько здесь ребятни, все семьи молодые, растущие.
На пустыре, через улицу Скорины, напротив нашего объекта новые многоэтажки как грибы растут. Значит, Боровки еще прирастут новоселами. Значит и то, что у нас тоже будет работа. А иметь работу – это здорово, иметь любимую работу – это счастье!
«Семьи – опора предприятия»
Анатолий КОРЕНИХА, слесарь-ремонтник отдела главного механика филиала ЗАО «АТЛАНТ» – Барановичского станкостроительного завода.
– На днях наш завод, наш коллектив встретил своё 35-летие. Без пафоса скажу: я горжусь, что пришел на станкостроительный завод практически в день его рождения, на два месяца позже. скоро будет ровно три с половиной десятка лет, как я здесь тружусь.
За эти годы мне никогда не приходило в голову желание поменять место работы, перейти на другое предприятие, хотя не раз предлагали. На нашем заводе всегда была работа, работа интересная, я бы сказал, творческая, производство всё время развивалось, у нас были перспективы. И сегодня они есть. Продукция кузнечного цеха, станкостроение, где я начинал свою трудовую жизнь на заводе, пользуется спросом не только в России, но и в Литве, Германии. Очень востребованы изделия литейного производства. С его модернизацией, думаю, для нас откроются новые рынки, новые горизонты. Эмальпровод идет к потребителям на ура, только давай! Компрессорное производство загружено. На предприятии решают всё кадры! Лозунг старый, но и сегодня очень актуальный. На нашем заводе работает много высококвалифицированных специалистов, но на некоторых участках их сейчас не хватает. Так что для молодёжи перспективы на нашем заводе открыты.
Коллектив, кстати, стал вторым домом не только для многих заводчан, но и для их семей. Моя история – не исключение. Когда начинался набор работников в производство компрессоров, я посоветовал перейти туда своей жене. Она работала слесарем механосборочных работ, теперь уже на пенсии. Сыновья подросли и даже не раздумывали, куда податься, пошли учиться в лицей машиностроения. А когда лицей подписал договор с Северо-Западным университетом Санкт-Петербурга, то оба продолжили обучение там и получили высшее инженерное образование. Начинали на заводе простыми рабочими. Сейчас старший, Роман, ‒ ведущий инженер в отделе охраны труда и окружающей среды, Руслан – инженер-технолог на производстве эмальпровода. Обоим нравится коллектив и дело, которым занимаются.
Часто ловлю себя на мысли, как же был прав Владимир Владимирович Решетко, наш бывший директор, когда собирал на заводе семьи. Он повторял, что это – опора предприятия, что благодаря этому у нас есть будущее и преемственность. Мне приятно, что семья Корениха стала одной из таких династий. Горжусь тем, что с женой привили сыновьям любовь к труду. В этом деле очень важен пример родителей. Они видят, как мы любим свою работу. Мне, допустим, очень нравится ремонтировать, интересно колдовать над поломкой и докопаться до истины. Да, иногда бывает тяжеловато, весь в пару, как говорят, но это редкость. Если вовремя проведен текущий, плановый ремонт, если оборудование досмотрено как следует, случаются только мелкие поломки. И когда всё сделаешь, запустишь станок, такое приятное ощущение охватывает, так на душе хорошо становится, что всё работает и люди работают.
По натуре я – человек спокойный. Но на диване лежать не буду. Не могу сидеть дома. Я то на рыбалке, то в лесу, грибы-ягоды собираю, старшему сыну дом вместе построили. А своему заводу, своему коллективу и той славной команде, которая вывела меня в люди, хочу сказать спасибо. Благодаря предприятию я и квартиру получил трехкомнатную, пусть и кооперативную. Мы её за год выплатили. Вот были времена: и работы всем хватало, и денег, и жильё завод строил, и детские сады, и лагеря, и магазины…
А сейчас у меня только одно желание – чтобы все мы жили в мире. Чтобы моим детям и четырем внукам так же спокойно и стабильно жилось в процветающей стране, как нашему поколению.
«Моя душа – в каждом пироге»
Светлана КАСТУСИК, тестовод хлебозавода:
– Помните такую считалочку: «Я садовником родился?..» Видимо, я родилась тестоводом. Сразу после школы пришла на хлебозавод и уже ровно 24 года здесь отработала. Никуда не хочу идти – очень люблю свою работу. Тружусь в хлебобулочном цехе. Булки, батоны, пироги – мой конёк, мне кажется, я не то что смену, 12 часов, готова подбирать рецептуру, но и дальше продолжать. На каждом изделии на этикетке указаны дата, время его выпечки, бригада и смена. Моя смена – четвертая.
Мне кажется, ни один покупатель не может высказать претензии в адрес нашей смены. В продукцию все мы вкладываем душу, чтобы она была красивой, вкусной, ароматной. Наш технолог всегда предупреждает: «Нельзя кричать возле теста: оно живое, всё чувствует и всё впитывает, как положительные, так и негативные эмоции».
Возьмите в руки любой наш продукт, батон ли, багет, хлеб обычный или хлеб для сала ‒ вкуснее, ароматнее и натуральнее нигде ничего не найдете. Мы не обманываем своего потребителя, стараемся для него. Даже в обычном батоне каждый может найти изюминку. А уж если доводится готовить пироги, тут можно пофантазировать. Работа тестовода сама по себе творческая: надо подготовить рецептуру не для 100 кг, как у нас обычно она разрабатывается, а для меньшего веса. И я рассчитываю, сколько каких ингредиентов необходимо, чтобы получился вкусный продукт. Так что это тоже искусство. В своей работе я вижу только положительное начало.
Я очень обрадовалась, когда мой сын Кирилл пошел учиться в Новомышский лицей сельскохозяйственного производства и пришел на практику на хлебозавод. Ни у кого за него не просила, решила, пусть делает выбор сам и пусть к нему присмотрятся. Сегодня мой сынок трудится наладчиком кондитерского цеха. Там, между прочим, познакомился и со своей женой. Татьяна – кондитер, теперь в декретном отпуске, родила сына. Внука Мишу я называю не иначе как директором. А что? Может, как раз и вырастет в руководителя завода.
Самое главное – быть позитивным, не держать плохих мыслей. Может, это работа меня закалила, но я не люблю грустить, не люблю ругаться, у меня всегда весело, светло и солнечно на душе. Даже если обидели, не обижаюсь, всё забываю. Могу только спросить: «Накричались?» И в ответ улыбаюсь. Еще учу своих близких не накручивать себя, не падать духом, всегда слушать своё сердце. Заболела коронавирусом, подхватила двухстороннюю пневмонию, очень тяжело было. Но в больницу не пошла, решила: что суждено, то и будет. Но духом не пала. Боролась внутренне, а на груди лежала иконка Матронушки. И всё это помогло мне выкарабкаться.
Хочется видеть вокруг счастливых людей, со светлыми мыслями. Мне хочется дарить им свою позитивную энергию, свои лучики. Пусть это будут вкусные пироги. А недавно я нашла еще одно занятие – петь в «ТикТоке». Уже 7 тысяч подписчиков, людям нравится, они комментируют, хорошо принимают. Моя семья, муж, сын, невестка, с которой мы стали как мама с дочерью, как близкие подружки, понимают меня. Мне кажется, если чего-то очень хотеть, можно всегда добиться. Надо только иметь большое желание дарить людям добро. И тогда, убеждена, мы сблизимся.
«Стабильность и человеческая взаимовыручка дорогого стоят»
Александр ЛАШУК, осмотрщик-ремонтник вагонов вагонного депо Барановичского отделения Белорусской железной дороги:
– Я влюбился в железную дорогу в армии – служил в Слуцке в железнодорожных войсках. Демобилизовался и в октябре 2001 года пришел на работу в вагонное депо, начинал слесарем, потом стал осмотрщиком.
Когда читаю про то, что находятся недалекие люди, которые пытаются блокировать железнодорожные пути, не могу поверить, что они дружат с головой. Два десятка лет я непосредственно занят тем, чтобы состав с грузом вышел из нашего парка прибытия, где находится пункт технического обслуживания вагонов, и благополучно, надежно прибыл на конечную станцию. Разные грузы перевозят составы и нашего формирования, и транзитные. Поезда идут во все направления: на Лиду, Волковыск, Лунинец, Слуцк, Брест, Минск, за пределы республики – на Украину, в Прибалтику, Молдову, Казахстан, Узбекистан, Румынию, Россию. Я и мои товарищи каждую смену проходим километров 10, внимательно проверяя состояние каждого из 10 –12 вагонов в поезде. А таких поездов бывает до 20 и более. Контрольным молотком простукиваем весь вагон, снизу доверху и поверху тоже. Неисправности определяем по звуку: если слышно дребезжание, значит, что-то не в порядке, надо исправлять.
На железную дорогу регулярно приходят новые технологии, внедряются новации, имеются приборы раннего оповещения каких-то неисправностей, но на данном этапе от труда осмотрщиков она, наверное, еще не готова отказаться. Контролировать эту систему, однозначно, необходимо человеку. Потрогать руками, почувствовать всё – это надежно и проверено.
Родом я из Ляховичского района, из деревни Корени. По молодости хотел перебраться в город. А когда женился, супруга (она из Миловид) попросила: «Давай останемся здесь, попробуем». Так и приросли мы к своим Кореням, ничего нет краше нашей малой родины. Построили дом, посадили сад, завели хозяйство, воспитываем троих деток. Старшая девочка ‒ восьмиклассница, средняя в шестой класс ходит, сын – будущий первоклассник. На школьном автобусе они ездят в Ляховичи на учебу, получают хорошее образование. К чему я это говорю? К тому, что некоторые удивляются, зачем иметь работу так далеко. А я это расстояние не замечаю, есть автомобиль ‒ и никаких проблем добраться. Суть-то не в расстоянии, не в дальности, а в том, что за эти годы я полюбил свою профессию, своё предприятие, свой коллектив. У нас такая дружба с товарищами, такая взаимовыручка, каждый готов прийти на помощь и подставить плечо. Как можно поменять такую благополучную атмосферу, такую стабильность на что-то неизвестное, пусть даже более оплачиваемое?!
В вагонное депо приходит немало молодежи сейчас и после железнодорожного колледжа, и после института, ребята интересные, со своими взглядами на жизнь. Меня лично радует, что они такие незакомплексованные, грамотные. Толк будет, а значит, за будущее можно быть спокойными.
Светлана Гиль
Фото Бориса НОВОГРАНА