Протяженность этого населенного пункта – около четырех километров. Здесь когда-то бывал классик белорусской литературы Иван Мележ. А в окрестностях почти семьдесят лет назад археологи обнаружили стоянку первобытных людей.
Очередное путешествие «Нашего края» в агрогородок Подгорная.
Из истории
Расположен агрогородок примерно в 37 километрах от Барановичей. Он и его окрестности имеют богатую историю. Само поселение известно с XVI века как владение магнатского рода Ильиничей. В 1555 году Гавиновичи (так называлась раньше Подгорная) стали собственностью Анны Ильинич, с 1565 года – Софьи Викториной, а затем перешли шляхтичу Гавриле Комбулатовичу. В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, деревня оказалась в составе Российской империи.
В 1921 году, после подписания Рижского мирного договора, населенный пункт и его окрестности вошли в состав Польши. Гавиновичи тогда относились к Шидловичской гмине Слонимского повета. О том, что представляла собой деревня в 1920 – 1930-х годах прошлого века, можно узнать по данным переписей населения, проводившихся в Польше. Так, согласно переписи 1921 года в деревне насчитывалось 83 дома, проживало здесь 474 человека. В населенном пункте была четырехклассная начальная польскоязычная школа для мальчиков и девочек. До 1939 года директором ее был Бронислав Самуйло. В 1930-х годах в Гавиновичах был создан полицейский участок.
Имение Видуховских
В начале прошлого века имением здесь владели Видуховские. В 2011 году учителю истории Дмитрию Загадскому удалось разыскать 82-летнего Станислава Видуховского, сына последнего владельца имения. Станислав Видуховский родился в Гавиновичах 16 марта 1929 года. Этот человек пережил немецкую оккупацию, был угнан на принудительные работы в Германию. Будучи в пожилом возрасте, он написал воспоминания о своем детстве и поделился ими.
Отец Станислава, Кароль Видуховский, был родом из-под польского города Освенцима, мать, София Топчевская, родилась в богатой аристократической семье. Дедушка Софии носил фамилию Шеде. Еще до 1917 года Шеде вместе с детьми и внуками за революционную деятельность был сослан в Калугу. Там их застала Октябрьская революция. По возвращении из ссылки семья задержалась в Вильно. В этом городе и состоялось знакомство родителей Станислава. Но браку влюбленных воспротивились родители Софии. В итоге молодые люди сбежали и тайно обвенчались.
Поскольку имение в Гавиновичах в ту пору было собственностью Софии, молодожены сразу же там поселились. Так в этой деревне и появилась фамилия Видуховские.
Как праздновали Дожинки
По воспоминаниям Станислава Видуховского, ежегодно по окончании жнива его отец устраивал дожинки, принимая у себя всех, кто участвовал в уборке хлеба: «Для гостей накрывался богатый стол. Специально для этого сколачивались столы и лавки. Вокруг на столбах и на растянутых между ними проводах развешивались цветные лампочки со свечками внутри. По традиции гостей угощали сначала холодными закусками, потом подавалось горячее, обычно бигус, разнообразные напитки. На празднике играл деревенский оркестр. По случаю дожинок отец покупал фейерверки. Веселье начиналось после полудня и продолжалось до поздней ночи. Люди начинали собираться гораздо раньше, никто не хотел прийти последним. Но оркестр папа привозил только тогда, когда опускались сумерки. Зажигались огни вдоль дороги, а когда музыканты въезжали в имение, то играли марш. Поджигали фейерверки, становилось светло… Родителям вручали венок и буханки хлеба, испеченного из нового зерна. После этой церемонии все садились за столы – и начинался банкет».
Общественные работы
В те годы в пользу гмины необходимо было выполнять «шарварки» – обязательные общественные работы. Отец Станислава также отправлял людей на них. Работы были разнообразные, среди которых – ремонт дороги.
Станислав Видуховский вспоминал, что когда с родителями он ездил в Слоним, то часто видел вдоль дороги людей, которые носили или дробили камень. «На обочине лежала груда привезенного полевого камня. Возле них стоял человек с тяжелым молотом и дробил камни на небольшие куски – «тлучень». В одну из поездок в Слоним, а у меня в то время были проблемы в школе, отец сказал: «Учись сынок, учись. Или будешь на старости лет толочь камень, как этот человек», – так описывал шарварки Станислав Видуховский.
Первые «железные кони»
Старый четырехместный «Форд» заколесил по Гавиновичам также благодаря Видуховским. Назывался он «автомобилем со складной крышей», но это не был кабриолет. Чтобы сложить или разложить крышу, требовалось как минимум два сильных человека. Автомобиль был голубого цвета, оборудован компасом.
Вскоре Видуховский продал автомобиль и купил вместо него мотоцикл марки «Геккер», двухскоростной, с ручной сменой скоростей.
«По воскресеньям отец устраивал «поездки» по окрестностям, главным образом на выгоне. Все учились ездить на мотоцикле, потом пришла и моя очередь. Поскольку я не доставал ногами до земли, то папа придерживал мотор, а я садился на «стального коня», – из воспоминаний Станислава. – Папа заводил двигатель, закрывал топливный кран и отпускал меня. Скоро я раскрыл тайну езды на мотоцикле. Позже отец по воскресеньям стал разрешать кататься самостоятельно. У брата был лимит 15 километров, а у меня – 10».
По примеру Видуховских мотоциклами вскоре обзавелись также полицейский, директор школы и дьяк.
Старинный храм
До наших дней в Подгорной сохранилась Свято-Антониевская церковь, которой уже исполнилось более 200 лет.
Историки утверждают, что храм в деревне был еще в XVIII столетии и первоначально являлся костелом. После разделов Речи Посполитой и вхождения белорусских земель в состав Российской империи костел был переосвящен в православную церковь. Здание храма неоднократно перестраивалось, последняя реконструкция датируется 1817 годом.
Здание церкви имеет прямоугольную форму, толщина стен достигает метра. Церковь была построена из бутового камня. С южной стороны обособленно от храма возведена звонница. Первоначально она стояла на четырех колоннах, но проемы между ними были заделаны в послевоенное время.
При церкви когда-то было основано церковно-приходское попечительство, в соседних Колбовичах и Ежонах работали две церковные школы, в которых училось 35 мальчиков и 10 девочек, а также народное училище в Гавиновичах.
Во внутреннем убранстве церкви привлекает внимание деревянный иконостас. Перед ним молились многие поколения жителей этого населенного пункта. Настоящими памятниками искусства являются иконы «Тайная вечеря» и «Спас в темнице», «Матерь Божия с ребенком».
Здесь бывал Иван Мележ
После воссоединения Западной Беларуси с БССР в деревне началась новая жизнь: Видуховские были вынуждены покинуть свое имение, их земли конфисковали, и вскоре на них создали коллективное хозяйство.
Но мирная жизнь продолжалась недолго, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Четыре года деревня находилась под немецкой оккупацией. Жители Гавиновичей боролись с врагом на фронтах, а также в партизанских отрядах. В 1963 году в честь 96 земляков, отдавших жизни в боях с немецко-фашистскими захватчиками, в деревне установили памятный монумент, который отреставрировали в прошлом году.
В 1964 году из-за неблагозвучного названия Гавиновичи было решено переименовать в Подгорную.
Примечательна также школа этого населенного пункта. Здесь в 1959–1964 годах работала учительницей географии Тамара Павловна Мележ – родная сестра известного белорусского писателя, автора знаменитого цикла «Палеская хроніка» Ивана Мележа. Он неоднократно приезжал сюда, чтобы навестить сестру.
Древняя стоянка
В окрестностях Подгорной в 50-х годах прошлого века археологи обнаружили стоянку первобытных людей. Этот памятник площадью около 3 500 квадратных метров занимает возвышенность, которую местные жители называют Городком. В 1960 году здесь проводили раскопки.
– Археологи к нам тогда приехали из Гродно. Мы, дети, помогали им в раскопках. Нас выстраивали в цепочку, выделяя по небольшому участочку. Если что-то находили, несли главному экспедиции, – вспоминает житель Подгорной Владимир Пытель. – Обнаружено тогда было много интересных изделий из кремния, камня: топорики, наконечники для стрел, отбойники, ножеподобные пластины, боковые и угловые резцы. Они были искусно обработаны. А однажды в ходе работ мы наткнулись на очаг первобытных людей. Он был округлой формы, внизу – обожженные камни.
По словам Владимира Николаевича, археологи были очень увлеченными и целеустремленными людьми.
– Только представьте, раньше к Городку так просто было не дойти: болото здесь было, обходить его приходилось с другой стороны, а это лишних несколько километров, – вспоминает мужчина. – Руководитель экспедиции, чтобы зря не тратить времени, из лозы смастерил себе специальные лапти – «болотоступы» и проходил через трясину, а за плечами нес мешок со всеми находками.
Очередные раскопки, посвященные изучению памятников бронзового века, проводились в районе деревень Подгорная, Колбовичи и Добрый Бор лишь в 1996 году археологом Вадимом Лакизой. В раскопках тогда также участвовали ученики Подгорненской средней школы. При обследовании были найдены четыре новые стоянки людей бронзового века. Они были обозначены как Подгорная-1, -2, -3, -4.
Святой камень
Есть у этой местности и свой природный оберег. Недалеко от Подгорной в урочище Моргач находится уникальный артефакт древнего городища – валун-следовик. Дорога к нему идет через удивительный грабовый лес.
Валун напоминает по форме ступу с углублением посередине, на нем находится отпечаток, очень похожий на человеческий след. По одной из легенд, этот след на камне оставила Богоматерь, убегая от царя Ирода. Еще одна легенда утверждает, что некий богатырь, сражаясь с врагами, случайно наступил на этот камень, после чего его сила увеличилась во много раз.
По версии ученых, это обычный камень-следовик, которому в древние времена поклонялись наши предки. Ниша могла быть местом, где сидел жрец; возможно, это был жертвенник, куда складывались дары.
По словам Владимира Пытеля, когда он был маленьким, его сюда приводила бабушка.
– Тогда камень был больше, на нем даже просматривались своеобразные ступеньки, – рассказывает мужчина. – А однажды валун хотели уничтожить, даже попытались сдвинуть его с места, но местные жители встали на защиту святыни.
В исторических документах упоминается, что в прошлые века христианские паломники по дороге к чудотворной иконе Жировичской Богоматери обязательно заезжали поклониться этому валуну. К камню по-прежнему не зарастает народная тропа, и сейчас к нему приходят многочисленные паломники не только из Беларуси, но и из-за рубежа. На валуне оставляют подношения, вяжут на деревьях вокруг ленточки и обереги. Возможно, люди сохранили веру в то, что Святой камень поможет избавиться от различных бед и болезней.
Место лучшее на земле
Побродив по окрестностям Подгорной, всё больше начинаешь понимать, почему так любят свой населенный пункт местные жители.
– У нас раздолье, красиво, правда? Это лучшее место на земле, здесь отдыхаешь душой, – говорит уроженка Подгорной Мария Тихончик.
Сама Мария Константиновна – ребенок войны.
– Я родилась в 1944 году. Отец даже не увидел меня, погиб на фронте, – рассказывает о себе женщина. – С братом мы пытались разыскать его могилу, ездили даже в Польшу, в Белостокское воеводство, но всё тщетно. Он до сих пор у нас без вести пропавший.
По словам Марии Тихончик, в деревне не было ни одной семьи, которой бы не пришлось хлебнуть горя во время Великой Отечественной войны.
– Мама рассказывала: когда с фронта возвращался кто-либо домой, сбегалась вся деревня, – говорит пенсионерка. – Люди хотели хоть что-то узнать о своих близких или родных, которых потеряли во время войны.
Послевоенные годы были тяжелыми, приходилось нелегко: нужно было восстанавливать не только личные хозяйства, но и колхоз. Дети помогали своим родителям с малых лет.
– Когда я подросла, пошла работать в колхоз помощником бригадира, потом – в сельсовет, – рассказывает собеседница. – Жили вначале в очень старом домишке, а после нам председатель выделил лес на строительство вот этого дома.
Со своим супругом Петром Николаевичем Мария Константиновна вместе уже 45 лет.
– Надеемся, и до золотой свадьбы доживем, – говорит она. – Хотя сейчас даже не верится, как успевали в молодости всё: и на работу ходили, и хозяйство большое держали... Не то что сейчас – только собака и куры. Ну огород, конечно, сажать будем обязательно.
Подгорная – немаленький населенный пункт, здесь сейчас проживает свыше 450 человек, но, по признанию местных, раньше жителей было гораздо больше. Однако заброшенных домов в агрогородке не увидишь.
Большинство тех, кому в наследство достался родительский дом в деревне, не спешат с ним расставаться. Наследники приезжают сюда летом на отдых, возятся в огороде, снимают с посаженных родителями деревьев плоды.
– У нас есть магазины, работает амбулатория, больница сестринского ухода, филиал «Заря» птицефабрики «Дружба», рыбоучасток, детский сад–средняя школа, – говорит Мария Константиновна. – Наша гордость – грибные и ягодные места. Лес не только кормилец, но и одаривает природными лекарственными средствами. Ведь у нас даже воздух особенный.
Инна ГОНЧАР