Наверх

«Я хочу нести людям свет…»

04.12.2013 347 Наш край

До 31 декабря в Барановичском краеведческом музее можно посмотреть выставку «Свет иконы». Ее автор – молодечненская художница Ядвига Сенько. Уже  более пятнадцати лет она занимается иконописью.

Об ответственности живописца, выбравшего столь сложную тему в искусстве, собеседница «Нашего края» рассказала читателям.

– Ядвига, вероятно, вы родились в семье, в которой чтут церковные традиции?

– Да, я выросла в верующей семье. Я католичка по вероисповеданию, как и мои родители, и мои сестры. А вот муж у меня православный. Но я не разделяю конфессии, так как считаю, что православные и католики – это христиане и Бог – один для всех.

Отец работал краснодеревщиком на Молодечненской мебельной фабрике, а в свободное от работы время  делал рамки для икон в храмы, помогал в оформлении костелов, создавал алтари и другую церковную утварь из дерева.

– Вы начали писать иконы в 1997 году. До этого времени создавали пейзажи, цветочные композиции. Что подтолкнуло к смене направления в творчестве?

– Я всегда очень хотела заниматься иконописью. Но в советские годы (в 1983-м художница окончила отделение станковой живописи и графики Московского университета культуры и искусств. – Е.С.) реализовать себя в христианской живописи не было возможности. А в 1997 году по объявлению в газете я нашла вакансию художника. Минский магазин «Православная книга» приглашал к сотрудничеству мастеров-иконописцев. Конечно, пришлось многому учиться. Я прочла Закон Божий, беседовала с батюшками. Мои первые работы – списки икон Божьей Матери – одобрили. Началось мое тесное сотрудничество с ЗАО «Православная инициатива». Писала  большие иконы и картины с библейскими сюжетами для оформления магазина и иконы на продажу. Были заказы из церквей.

Учиться продолжаю до сих пор. Благо появилось достаточно литературы на тему иконописи. К этому моменту у меня сложилась собственная методика – я пишу иконы на холсте масляными красками.

– Любой художник несет ответственность за то, что создал. Пожалуй, в иконописи она многократно возрастает…

– Да, иконописец не имеет права на ошибку. Необходимо соблюдать строгие каноны, помня при этом, что икона, над которой ты работаешь, будет находиться в храме или сопровождать человека, возможно, всю его жизнь, или даже станет семейной реликвией. Для меня всегда важен момент, когда заказчик впервые смотрит на мою работу. По его глазам сразу могу понять, удалось ли мне справиться с конкретной задачей. Я очень самокритична. И мне самой редко нравится результат моего труда.

Технически любая икона требует выписки. Первоначально создается рисунок в карандаше, далее ведется работа в цвете. После следует этап детализации. Я работаю в технике трехслойной живописи. Поэтому необходимо ожидать, пока предыдущий слой подсохнет. Это сложная работа. К тому же нельзя заниматься ею без желания, вдохновения, без правильного душевного настроя.

– Вы делаете списки с известных, почитаемых верующими людьми икон. А как выбираете очередную?

– У меня много заказов, ориентируюсь на пожелания заказчиков, пишу иконы более известные и почитаемые у нас в Беларуси. Но обычно поиск останавливается на том, к чему сердце стремится. Больше люблю сложные работы, редкие.

– С детских лет вы связаны с католической иконописной традицией. Но сейчас создаете и православные образы. Насколько сложно было переключиться на новый стиль?

– Это не сложно. Ведь у католиков и православных много общего. К примеру, праздники: православные отмечают свои праздники по юлиан-
скому календарю, а католики – по григорианскому. Некоторые православные иконы Богородицы почитают католики, и наоборот. Мы чтим одних и тех же святых – св. Георгия, Николая Чудотворца, апостолов…

Техника  иногда отличается. Многие православные  иконы созданы  в византийском стиле, пишутся темперными красками. Католическая традиция основана на масляной живописи.

– Ваши экспозиции путешествуют по белорусским выставочным залам  не первый год. Придя на такую выставку, человек, далекий от религии, воспринимает иконы, прежде всего, как произведения искусства. Однако икона – это святыня. Правильно ли видеть в ней только художественное начало?

– Любое изображение Бога – это есть икона. Раньше я экспонировала освященные иконы. Потом от этого отказалась, ведь не всегда при транспортировке с ними обращаются должным образом. Если говорить о посетителях моих выставок, то, возможно, не каждый человек может переступить порог храма, хотя подсознательно тянется к вере. Так пусть вначале он придет в музей, посмотрит на лики святых и, может быть, следующим его шагом будет дорога в храм, дорога к Богу… Выставки, на которых ты можешь побыть один на один с божественным ликом, изменяют прежнее мировоззрение некоторых посетителей – много подобных случаев мне рассказывают работники музеев.

– Как иконописец, вы считаете, что творчество должно нести лишь свет, обходить темные, негативные оттенки?

– В первую очередь, этот свет должен быть духовным. Посмотрите на старинные иконы, какие темные на них лики, но от них все равно исходит тепло, свет. Мне хочется нести людям свет, и каждый, я думаю, должен начать с себя – зажечь этот свет добра, мира и любви в себе. Не злиться, не раздражаться, не обижаться. Ведь невозможно работать в гневе, с обидой в душе – согласитесь, не будет хорошего результата. Прежде, чем взяться за дело, нужно отпустить все обиды, простить, наполнить свое сердце радостью жизни и покоем, заранее полюбить то, что ты хочешь создать. Помогает молитва: ты проникаешься любовью ко всему миру, находишь успокоение и радость  в душе.

– В прежних интервью вы определяли целью своей жизни – построить храм в душе. А что представляют собой его кирпичики?

–  Прежде всего – Заповеди Божии. Ведь можно запретить себе лгать, гневаться. Согрешить однажды – это страшно, совестно. Дважды, трижды – уже не так заметно для души. А после и вовсе – привычка. Идеальным человек не может быть, однако все же стоит начинать каждый день с любви: к себе, к другим. Любовь проявляется в мелочах: сдержать слово, не обидеть сказанным напрасно – из этого складываются дела, это и есть кирпичики.

Я считаю, что каждый человек одинок. Он приходит в жизнь один, в одиночестве же ее и покидает. Но рядом с верующим всегда есть Бог. Поэтому появляется необходимость отвечать за свои поступки. А если не справляешься – проси помощи в молитве. И тогда все получается – в жизнь приходят нужные люди, случаются долгожданные события.

– Как много времени занимает в вашей жизни иконопись?

– Я пишу свои иконы дома и работаю очень много. Я отказалась от всех прежних хобби, кроме одного – кройки и шитья. Я даже перестала отмечать дни рождения. Мне это неинтересно, ведь праздничный стол и веселье – это всегда для гостей. А день рождения – это как подведение итогов прожитого тобой года. Замечательно, когда с этим днем совпадает открытие выставки, или в день своего рождения жертвуешь икону церкви, просто бываешь в храме. Как-то в свой день рождения я приехала в кафедральный костел Святой Девы Марии в Минске. Внизу, под старинными сводами в нижнем этаже собора находится мастерская, в которой на тот момент резчик по дереву готовил для костела 14 сцен Крестной дороги Иисуса Христа (они сейчас находятся в арках собора). Лежат заготовки дерева, стружки и рядом – фигуры Иисуса в терновом венце, лик  Христа, святой Вероники, созданные мастером… Это было завораживающе! Вот такие моменты важны и приятны душе!

– Работаете ли вы сейчас в других жанрах?

– У меня есть выставка «Кветкавы  рай»  с цветочными  композициями, натюрмортами, с Мадоннами и ангелочками. Хотелось бы показать эту выставку и в Барановичах. Буду рада, если появится такая возможность. Пишу я и портреты  по  фотографиям под заказ. Незаметно для себя использую детализацию, как в иконописи, и здесь.

Как у любого художника, у меня очень много творческих планов, идей и задумок. Надеюсь, что все они претворятся в жизнь! И верю, что самые лучшие работы у меня впереди. Ведь совершенству нет предела.



  • Мы в социальных сетях: