Наверх

Увидеть часть детства своих предков можно на выставке народной и фольклорной куклы в Барановичах

04.03.2021 680 Наш край


Знаете ли вы, с какими куклами играли ваши бабушки и прабабушки? Или почему раньше не рисовали глаза у игрушек? Получить ответ на этот вопрос и не только, а также увидеть часть детства своих предков вы сможете,  посетив выставку народной и фольклорной куклы этнокультурного объединения «Папараць кветка». Около 200 экспонатов из Минска привезла руководитель объединения, член Союза мастеров народного творчества Республики Беларусь Татьяна Трушина.

JPG_0765.JPG

Обрядовая, обереговая, жертвенная, игровая кукла – все эти куклы были привезены из фольклорно-этнографических экспедиций или реконструированы по воспоминаниям той или иной местной жительницы. Потому каждая кукла на выставке имеет свой «паспорт», где мы можем прочитать адрес куклы – откуда эта кукла, и имя женщины, которая про эту куклу рассказала. Образно говоря, каждая кукла имеет свою бабулечку, свою историю, свой рассказ.

JPG_0653.JPG

Маршрут фольклорно-этнографических экспедиций – все регионы Беларуси, неоднократно были на Брестчине, откуда привезли ряд интересных кукол, которые экспонируются на выставке. В деревне Борки Ганцевичского района местная жительница Шушко Анна Федоровна вспомнила о своей любимой кукле, которую скрутила из тряпочки. Лицо куклы девочка нарисовала, как смогла, но, чтобы качать-нянчить ляльку, надо было чем-то ее набить. В доме ничего не было подходящего, и тогда маленькая Аня потихонечку, чтобы мама не заметила, стала вытягивать вату из нового  одеяла и набивать куклу. И хотя Анне Федоровне было уже за 80, когда она об этом рассказывала, она прекрасно помнила, что было потом, когда мама заметила заметно похудевшее одеяло.  

В этой же деревне Борки нашли еще одну интересную куклу – младенчик-полено.  Об этой кукле рассказала Рабцевич Евгения Моисеевна. Семья жила бедно. Тряпочку девочка нашла, а нечем было набить куклу. Девочка обернула тряпочкой березовое полешко – вот и кукла! Поражаешься воображению детей, их выдумке для создания куклы для игры. Осенью, когда родители копали картофель и, зачастую, брали с собой детей, ребятишки делали ляльку из картофеля. Картофель обкручивали тряпочкой, формируя голову, тельце, надевали юбочку – и в итоге выходила замечательная кукла для забавы. О подобных куклах вспоминали жители Ганцевичей.

А порой и лишней тряпочки не было, чтобы сделать куклу. Кукла-крестик из соломы выполнена по воспоминаниям Даниленко Зои Ивановны. Она рассказывала, что ее семья была очень бедная, настолько бедная, что куклу не из чего было сделать – ни тряпочки лишней, ни лоскутка. Но детям играть, конечно же, хочется, и тогда они придумали делать крестики из соломы, на которой спали. Они брали солому, перевязывали ее льняной ниточкой и делали крестики: крестик-мама, крестик-папа, крестики-детки.

Татьяна Рудольфовна Трушина, объехав все основные регионы Беларуси, замечает, что для Беларуси были не характерны куклы-мужчины. Но во время экспедиции в д. Хотыничи Ганцевичского района Татьяна Рудольфовна познакомилась с местной мастерицей Винник Ульяной Петровной, которая делала кукол-мальчиков. Причем делала всем детям в деревне. Шила картузики, рубашечки, делала пуговички из гороха и даже сапоги шила.

Для Татьяны Трушиной важны все детали воспоминаний – от размеров куклы до узора на ткани. Причем бабушки, которые рассказывали о своих любимых куклах, были в преклонном возрасте, но когда вспоминали свое детство, свои игрушки, то как будто на глазах молодели. Сделав куклу по рекомендациям бабушек, Татьяна Рудольфовна обязательно показывает им результат, чтобы при необходимости внести коррективы.

JPG_0690.JPG

Для каждого региона Беларуси способы изготовления тряпичных «лялек» различны. Если в Лепельском районе Витебской области самодельные «ляльки» наполняли опилками, мхом и даже песком, то в Брестской области тряпичную «ляльку» наполняли ватой (д. Борки Ганцевичского района), использовали кудель (д. Хотыничи) или бумагу (д. Пашуки). Для всех кукол присуща условность наряда, но для «лялек» из Брестской области, по словам Татьяны Рудольфовны, характерна особая тщательность в проработке образа: черты лица прорисовывались химическим карандашом, прошивался нос, делалась прическа, кисти рук состояли из отдельных пальцев. У куклы, о которой вспомнила Ганько Любовь Андреевна из деревни деревня Пашуки, не только выполнены ножки, но и сделаны ступни, причем, прошиты все пальчики, каждый пальчик отдельно.

JPG_0699.JPG

Когда игровая «лялька» могла иметь если не лицо, то хотя бы намек на него, то традиционная белорусская обрядовая кукла всегда была безлика. Безликая кукла не имеет души, потому не позволяет злым силам вселиться в нее и творить зло. А также безликая кукла не может быть двойником какого-либо человека, и никто не может причинить зло (через такую куклу) живому человеку.

JPG_0747.JPG

JPG_0751.JPG

По словам Татьяны Рудольфовны, во время этнографических экспедиций, как правило, находят кукол игровых, а вот обрядовых и обереговых кукол – мало. Но на выставке экспонируется очень серьезная обрядовая кукла «Обреченная», которую привезли из Могилевской области. Таких кукол делали в бездетных семьях. Когда уже было все испытано и перепробовано, а детей все не было, тогда и прибегали к последнему средству. Изготавливали куклу из пчелиного воска, наряжали в одежду из новых лоскутков и несли в церковь для проведения определенного обряда обречения (от слова «обрести», в данном случае – обрести ребенка). Затем куклу ставили на столик под икону. Удивительно, но после этого, говорили старожилы, в таких семьях рождались дети. В одном доме кукла не стояла – передавалась из дома в дом.

Отдельный раздел экспозиции посвящен работам современных мастеров, которые занимаются созданием авторских кукол, опираясь на народные традиции. Это композиционные группы «Папараць-кветка» (Трушина Т.), «Кумушки, или Заболтались», «Яблочный спас» (Вайницкая О.), «С рынка» (Луговская В.), «Праздничный выход» (Гурко Л.), где перед зрителем разворачиваются сцены из жизни белорусского народа. Все персонажи – характерные герои, одетые в народные строи. Авторы кукол следили за тем, чтобы костюмы персонажей соответствовали этнографическим особенностям региона, а каждый предмет одежды – настоящее произведение декоративно-прикладного искусства с элементами вышивки, ткачества, плетения. А безукоризненно вышить малюпасенькие стежки или сделать мужские сапоги размером со спичечный коробок – это огромный труд, помноженный на огромное терпение.

JPG_0755.JPG

JPG_0776.JPG

JPG_0778.JPG

JPG_0836.JPG

JPG_0841.JPG

JPG_0852.JPG

JPG_0874.JPG

JPG_0884.JPG

Фольклорные представления белорусов отражены в работах Татьяны Трушиной, которая создала целый пантеон языческих богов: бог зимы Зюзя, бог осени Житник, богиня лета Тётя, богиня весны Лёля и другие персонажи белорусского фольклора.

Этнокультурному объединение «Папараць-кветка» в этом году исполняется 15 лет. Название выбрано не случайно. Так, согласно легенде, нашедшие заветный цветок смогут разыскать сокровища, спрятанные в земле. «Сокровища» народного творчества – вот, что открывает зрителям выставка «Лялька як мастацтва», которая работает в выставочном зале по 18 апреля.

Ирина Воронина, старший научный сотрудник БКМ

Фото Бориса Новограна




  • Мы в социальных сетях: