Впервые выставку показали еще в апреле прошлого года на чемпионате мира по хоккею в Минске. В уникальную экспозицию собрали работы из музеев и частных коллекций.
По оценкам критиков, она стала одним из самых значимых событий в культурной жизни Беларуси 2014 года. Главная задача проекта – демонстрация новых форм и актуальных тенденций в творчестве белорусских живописцев, дизайнеров и фотографов.
Сейчас передвижной вариант выставки путешествует по Беларуси, причем в каждом городе составляют свою экспозицию.
В выставочном зале Барановичского краеведческого музея представлены работы разных художников: одни занимаются формальными направлениями, классическими видами искусства, другие – экспериментальными вещами. И такое взаимное существование – это хорошо и интересно.
К примеру, редкого зрителя не привлечет арт-объект «Мыльные пузыри» одного из самых неординарных белорусских художников Александра Некрашевича.
Работы художника находятся на стыке поп-арта и изобразительных каламбуров. В своем творчестве он обращается к образам медийных персон, голливудских кинофильмов – Мадонны, Гарри Поттера и др. Красивые, глянцевые, радужные, но, увы, порой это просто мыльные пузыри и их публичная жизнь кратковременна.
Объектом искусства может стать и… домашний тапок.
Так, Константин Селиханов представил «Тапки архитектора» из кирпича и термостразов и дополнил работу фотобилбордом с надписью «Все можно сносить», на котором изображен дом «Над Троицким», который, по мнению Селиханова, уродует Минск. А тапки – переходящий приз для архитекторов, которые сознательно или невольно портят вид города.
На выставке утилитарный предмет может повернуться к наблюдателю своей необычной стороной. Например, изящный, грациозный розовый стул Владимира Цеслера с парой стройных ножек, сложенных крест-накрест.
Владимир Слободчиков представил женскую скульптуру из силумина (сплава алюминия с кремнием). Названий своим работам он принципиально не дает. Зритель остается наедине с произведением, без подсказки автора. Фактура скульптуры богата темными и светлыми пятнами, мерцание поверхности вызывает размышления о ранимости женской души. Необычные ракурсы и образы выставки «Avant-gARTe». От квадрата к объекту» можно увидеть до 20 марта.
Ирина ВОРОНИНА, старший научный сотрудник Барановичского краеведческого музея
Фото Елены СИНЕКОВИЧ