В окрестностях этого населенного пункта когда-то проходили съемки известного фильма. Сейчас об этом месте напоминают оставшиеся старые дубы.
Очередное путешествие «Нашего края» – в деревню Бартники Вольновского сельсовета.
Откуда название
Старожилы деревни рассказывают, что в их местности когда-то многие жители занимались бортничеством, то есть лесным пчеловодством. Ходили люди по лесу и из естественных дупел деревьев, а также самолично выдолбленных, добывали мед и воск диких пчел.
Возможно, из-за этого занятия и пошло название населенного пункта.
Согласно польской переписи, которая была проведена в 1921 году, деревня относилась к Черниховской волости Барановичского уезда Новогрудского воеводства. Тогда здесь было 124 дома, проживало 688 человек. Рядом с деревней размещалась панская усадьба.
После Великой Отечественной войны к Бартникам была присоединена соседняя деревня Галёня.
Хутор под «Знаком беды»
Хорошо сохранился в памяти многих местных жителей 1985 год, когда рядом с Бартниками проходили съемки картины «Знак беды». Режиссером этого фильма был известный кинорежиссер, уроженец Ляховичского района Михаил Пташук.
Место для съемок подсказал ему Лев Олиферко, в 80-е годы председатель экспериментальной базы «Вольно-Чернихово». Вот как об этом он рассказывал: «Холодным ноябрьским днем 1984 года ко мне в Вольно зашли несколько человек. Михаил Пташук, которого я знал еще мальчишкой, сходу попросил налить им по сто граммов, чтобы согреться. Пташук поведал, что они уже вторую неделю по всей Беларуси ищут натуру для съемок нового фильма «Знак беды». Миша сказал: «Нужен старый хутор. Но главное – огромная гора возле него».
Лев Анатольевич посадил съемочную группу в свою машину, и отвез на хутор вблизи деревни Бартники.
Место оказалось идеальным для съемок, по эскизу художника Владимира Дементьева лишь достроили сарай. К тому времени на хуторе уже никто не жил.
«Беларусьфильм» выкупил старый дом у наследников, ведь речь шла не просто о съемках на хуторе, всем его постройкам суждено было разделить трагическую судьбу дома Петрока и Степаниды – погибнуть в огне. В главных ролях фильма снялись замечательные актеры Геннадий Гарбук и Нина Русланова.
«Гордимся земляками»
Более 40 лет живут в Бартниках супруги Иван Александрович и Раиса Ивановна Голубко.
Их подворье ухожено, утопает в цветах.
– Это все моя Раиса, она любительница, – говорит Иван Александрович. – Всегда старается красоту навести.
– Сама я родом из Севрюков, – присоединяется к разговору Раиса Ивановна. – В «Вольно-Чернихово» попала по распределению. Здесь и познакомилась с Иваном. Мы поженились, вначале жили в одном из помещений здания конторы, а потом построили дом. Деревня раньше была большая, много молодежи. Какие танцы устраивали, очень весело было.
Супруги вырастили и воспитали трех замечательных дочерей.
– У нас уже трое внуков и три внучки, всегда их ждем в гости,– с улыбкой говорит Раиса Ивановна. – Сейчас мы с мужем на пенсии, держим небольшое хозяйство, обязательно сажаем огород.
Супруги Голубко хорошо помнят, как проходили съемки фильма.
– Часами там пропадала ребятня, интересно им было посмотреть на все. Да и взрослые нередко к хутору подходили, а некоторые жители даже были задействованы в массовках, – рассказывают Иван Александрович и Раиса Ивановна. – А вы знаете, что в эпизоде, когда Нина Русланова (роль Степаниды в фильме) доила корову, снимались руки нашей доярки Нины Сердюк? Актриса не умела доить, да и ладони доярки были более правдоподобные. Все, кто встречал Русланову, восхищались ею, говорили, что она очень вжилась в образ своей героини: и грязь под ногти загоняла, спала и ела прямо в одежде Степаниды, у нее и голос менялся, и походка.
– А еще наша деревня известна как малая родина травматолога-ортопеда, доктора медицинских наук, академика НАН Беларуси, заслуженного деятеля науки БССР, профессора Александра Владимировича Руцкого, – говорят супруги. – Мы любим свою деревню, гордимся трудолюбивыми, талантливыми и доброжелательными земляками.
«Здесь дышится иначе»
– Вокруг Бартников раньше было немало хуторов. Когда-то и наша семья жила на одном из них. Дома стояли на возвышенностях, поэтому называли местность «гуры». Семьи у всех тогда были большие, по много детей, – рассказывает уроженец деревни Федор Петрович Жанкевич. – В 60-е годы прошлого века с хуторов людей стали переселять в деревни. В 1965 году и мои родители переехали в Бартники. Председатель колхоза тогда предлагал отцу построить новый большой дом, так как у нас было семеро детей в семье, но родители отказались, боялись, что не смогут выплатить кредит. Дом перевезли с хутора, тем более что он был построен после войны.
Сейчас я на пенсии, живу в Барановичах, но стараюсь приезжать на родину. Из Минска приезжает сюда и дочка. Мы сажаем огород, стараемся поддерживать дом и участок в порядке. Конечно, с каждым годом местных жителей становится все меньше, но люди не торопятся расставаться с родительскими домами, а оставляют их под дачи. У нас красивые места, живописная природа, даже дышится иначе, чем в городе.
Что осталось за кадром?
Зрителям всегда любопытно, что же остается «за кадром» фильма. Жители деревни рассказали о некоторых интересных подробностях.
К примеру, в сцене, когда Петрок пахал землю, плуг вместо лошади тянул сам режиссер Михаил Пташук.
А тот эпизод, когда лошадь упала на поле в разгар посевной, снимать было непросто. Как оказалось, лошадка никак не поддавалась действию снотворного, и на полдня сорвала съемочный процесс. А вот корове Петрока и Степаниды повезло гораздо меньше, чем лошади. Ее в картине пришлось не усыпить, а на самом деле застрелить, а потом в кадре «немцы» разделывали ее тушу.
Ливень, под которым Степанида (актриса Нина Русланова) тянула домой выменянную на поросенка бомбу, обеспечили «силами» пожарных машин.
Муляж бомбы был сделан в натуральную величину и такого же веса. Кстати, если учесть, что эту сцену снимали в декабре, то стойкости актрисы можно лишь удивляться.
Финальная сцена сожжения хутора в «Знаке беды» снималась на три камеры: за одной был сам режиссер Михаил Пташук. Со своим отчим домом проститься тогда приехали из города три сестры. Говорят, они просидели на пожарище всю ночь, плакали.
А когда наутро сюда прибыла съемочная группа, муж одной из сестер бросился на режиссера с кулаками. Михаил Пташук, как никто, понимал их боль, но другого финала у фильма быть не могло…
Фильм Михаила Пташука «Знак беды», снятый по одно-именной повести Василя Быкова, по праву входит в золотой фонд отечественной кинематографии. Европейские киноведы включили эту ленту в мировую десятку лучших картин о войне.
Инна ГОНЧАР