Наверх

Синяя птица Энны Чибиревой

10.04.2014 278 Наш край

Энна Ивановна Чибирева из тех представительниц прекрасной половины человечества, о которых известный австрийский писатель Карл Краус сказал: «Актриса – женщина в квадрате». Всю свою жизнь она посвятила театру. И пускай профессиональная сцена осталась для нее недоступной, Энна Ивановна сумела стать настоящей Актрисой и на любительском поприще.

Красивое и необычное имя ей подарил отец, мама хотела назвать дочку Инной. Наверное, отец почувствовал, что дочке уготована яркая творческая судьба, которая потребует соответствующего имени.

– За всю жизнь я ни разу не встречала ещё кого-либо с таким же именем, – улыбаясь, рассказывает Энна Ивановна. – Правда, не так давно прочитала, что есть на свете моя тезка – Тина Тернер. Настоящее её имя тоже Энна.

С детства отличала Энну Ивановну безмерная любовь к театральному искусству. В молодости, когда семья жила в Одессе, она работала на заводе. Мама выдавала ей каждый день из семейного бюджета по рублю на обед.

– Но я никогда не обедала, откладывала деньги на билеты в театр, – вспоминает наша героиня. – Шесть дней – шесть рублей. И я шла смотреть спектакль.

С замиранием сердца следя за действом на сцене, тогда она и думать не смела, что когда-нибудь будет актрисой. Ведь, по мнению Энны Ивановны, театр – это нечто «запредельно поднебесное», доступное лишь избранным.

Но судьба – дама непредсказуемая. И она уготовила нашей героине шанс. После переезда в Барановичи Энна Ивановна увидела на доске объявлений Дома офицеров приглашение записаться в драматический кружок. Не воспользоваться этой возможностью она не могла.

Драмкружок действовал в здании бывшего областного театра, только-только выехавшего в Брест. Его режиссер Николай Варвашевич (ныне возглавляет Слонимский театр) сразу разглядел в Энне Чибиревой задатки таланта, и вскоре начинающая самодеятельная актриса уже вышла на сцену в пьесе «На бойком месте».

Через некоторое время драмкружок объединили с народным самодеятельным театром ГДК. И это было настоящей удачей для Энны Ивановны. Здесь она раскрылась как блестящая драматическая актриса.

Первая ее роль на большой сцене – Почкарева в «Платоне Кречете». Всего же в ее творческом багаже 19 ролей. Ярких, самобытных, непохожих друг на друга. «Свадьба в Малиновке», «Мещане», «Васса Железнова», «Наказание без преступления», «Шторм» – перечень спектаклей, в которых играла Энна Ивановна, вполне мог бы стать предметом гордости

даже для профессиональной актрисы.

– Люблю все сыгранные роли, они как дети, в которых вкладываешь душу, – говорит Энна Чибирева. – Но, разумеется, есть и самые любимые. Например, роль Нино в «Сердце матери». Это моя синяя птица, мечта, которая сбылась.

С этой пьесой, поставленной на сцене 80 раз, барановичский самодеятельный театр объехал десятки городов. Спектакль даже по телевизору показывали: его сняли, когда артисты выступали в Бресте.

– Знаете, это был тот редкий случай, когда актер полностью понимал, что вложил в текст автор, а зритель чувствовал все, что происходило на сцене, переживая то же, что и герой, – вспоминает Энна Ивановна.

Актриса, отдавшая театру четверть века, работала с несколькими режиссерами. И каждого вспоминает добрым словом. Василия Волкова – за «Свадьбу в Малиновке», ставшую визитной карточкой театра, Марию Печенкину – за требовательность и умение достучаться до каждого актера, Михаила Стрижова – за удивительные пьесы, дающие возможность актеру раскрыться в полной мере.

– Мне приходилось на сцене и любить, и ненавидеть, и умирать, – вспоминает Энна Ивановна. – И каждый раз делать это по-настоящему, ведь зритель фальши не прощает.

Одной из самых трудных ролей стала для нее роль матери в спектакле «Последний день моей души», трогательном и трагическом повествовании о матери, вынужденной убить собственного сына, ставшего предателем. Сыграть это решение, этот страшный поступок было безумно тяжело. Но актриса справилась, заставив зрителей плакать.

Даже после перехода в категорию «зрелый возраст» Энна Ивановна уходить со сцены не собиралась. Так в ее репертуар вошли роли старушек – няни в спектакле «Про Федота-стрельца удалого молодца», бабушки Кота Леопольда.

Одна знакомая Энны Чибиревой, большая поклонница театра, много раз удивлялась: «Что же вы в профессиональные актрисы не пошли?» Но наша героиня твердо уверена: все, что случилось в её жизни – правильно. Иные профессионалы всю жизнь ждут одну-единственную звездную роль. У нее же их было два десятка. О чем ещё можно мечтать?

Энна Ивановна ушла со сцены в 1990-м, так сложились обстоятельства.

В последнее время она увлеклась дачей, каторая для неё – место отдыха, где она чувствовала единение с природой.

Размеренную жизнь нарушил телефонный звонок. Евгений Рекеш, режиссер народного театра «Эксперимент» пригласил поучаствовать в юбилейном представлении. Сказать, что предложение обрадовало Энну Ивановну – ничего не сказать.

– У меня в один миг все болячки прошли, – говорит наша героиня. – Это как будто вернулись годы молодости и расцвета.

Теперь она мечтает снова выйти на сцену как актриса: «Ну ведь в пьесах всегда нужны старухи? А режиссер, небось, молоденьких девочек в них гримирует. Зачем же мучить молодежь, когда готовая старуха есть!»

Искренне надеясь, что Энна Ивановна обязательно выйдет на сцену, я все же не соглашусь с ее утверждением о «готовой старухе». Задору и энергии этой удивительной женщины могут позавидовать и молодые. А уж оптимизму и жизнелюбию и поучиться у нее не грех.



  • Мы в социальных сетях: